Христос воскресе!

Пора святить куличи

4 мая 2002 в 00:00, просмотров: 501
  В старом Иерусалиме, среди узких улочек, высится храм Гроба Господня, заложенный еще в IV веке. При входе, в притворе храма, лежит каменная гранитная плита, над которой тихим светом сияют лампады. Согласно преданию — эта та самая плита, на которой лежало тело Иисуса. Но ни самого тела, ни каких-либо останков здесь нет. Его не удержала смерть — Он воскрес! Справа от входа, если подняться по ступенькам, то самое место, где когда-то стояли кресты. Теперь здесь мирно уживаются два алтаря — православный и католический.
     Корнями наша христианская Пасха уходит в Ветхий Завет и связана с пасхальным седером, который совершали все благочестивые евреи с незапамятных времен. В первом веке нашей эры седер — пасхальная трапеза — устраивалась следующим образом: на стол выставлялись яйцо (в память о праздничном жертвоприношении), баранья косточка (символизирующая пасхального агнца), горькие травы (напоминающие годы рабства), харосет (смесь из протертых яблок, орехов и вина) — символ строительного раствора, использовавшегося еврейскими рабочими-каменщиками в Египте, овощи, а также чаша с соленой водой (символ слез, пролитых рабами в Египте). В ответ на вопрос: “Чем эта ночь отличается от всех ночей?” — хозяин дома рассказывает историю Исхода из Египта, сопровождая ее традиционными объяснениями. Хлеб на Пасху употреблялся только пресный — маца.
     Иисус Христос накануне Своих страданий повелел ученикам пойти и приготовить пасхальную трапезу. Последняя совместная пасхальная трапеза состоялась в “сионской горнице”, которая была убрана циновками. Ныне на этом месте на горе Сион возвышается католический монастырь. Участники полулежали по римскому обычаю вокруг стола. 2000 лет тому назад Иисус основал новую Пасху — в отличие от пасхального агнца, который приносился в жертву в память о чудесном избавлении от ангела смерти в Египте, который поражал всех первенцев, Христос Сам стал жертвой. Он пролил Свою кровь, которой освятил всех верующих в него.
     После пасхальной трапезы начались Его крестные страдания — предание Иудой, суд в синедрионе, истязания перед судом Понтия Пилата, осуждение на крестную смерть и, наконец, распятие. Все эти события вспоминаются на Страстной неделе. В ночь с четверга на пятницу в Гефсиманском саду, при активном содействии апостола-предателя Иуды, был схвачен Иисус и предан на суд первосвященникам.
     После строгого суда в синедрионе (верховном древнееврейском совете) утром в пятницу Иисус был отведен к Пилату, римскому наместнику. Все попытки Пилата освободить невинного Страдальца ни к чему не привели. Вожди иудейского народа продолжали настаивать на распятии Иисуса.
     Жестокое бичевание, которому предал Христа Пилат, не смягчило сердца членов синедриона. В полдень в пятницу Иисус Христос был распят вместе с двумя разбойниками на холме близ Иерусалима, называемом Голгофа. Обессиленный жестоким бичеванием и палящим солнцем распятый Страдалец мучился недолго. Евангелист Матфей свидетельствует: “От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: “Или, или, лама савахвани!” то есть: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?”. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: “Илию зовет Он”. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: “Постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его?”. Иисус же, возопив громким голосом, испустил дух”.
     Вечером этого же дня ученики, оставшиеся верными Учителю, поспешили снять тело с креста и погребли неподалеку, в пещерной гробнице, которую один из уважаемых вождей народа, тайный ученик Христа, Иосиф, приготовил для себя. Погребение совершалось по иудейскому обычаю — тело Христа накрыли пеленой, пропитанной благовонными маслами, и положили в пещере на каменный уступ. Огромный круглый камень наглухо закрыл вход в пещеру. Тело Христа не было умащено ароматами, как того требовал обычай, поскольку следующий день был не только субботним, требовавшим соблюдения полного покоя, но и торжественным — в этот день иудеи отмечали Пасху. Но утром первого дня недели женщины отправились к пещере, чтобы совершить то, чего требовал обычай. Они несли с собою ароматы и скорбели оттого, что не знали, как им откатить огромный камень, закрывавший вход в пещеру. Каково же было их изумление, когда они увидели, что камень отвален, а пещера пуста. Первое, что им пришло на ум, — тело любимого Учителя похищено! В ужасе они бросились домой, чтобы рассказать об этом ученикам.
     В воскресенье, 5 мая, христиане соберутся в храме, чтобы вспомнить о победе распятого Иисуса над смертью. Пасхальной ночью во всех православных храмах нашей страны прозвучат волнующие строки святого Иоанна Златоуста: “Итак, все войдите в радость Господа нашего... Трапеза наполнена — никто не ходи голодным!”. Пасхальная радость проникает в сердца тех, кто, следуя велению Матери-Церкви, постился, но она незаметно касается и сердец тех, кто забывал о посте.
    



Партнеры