ФАБРИКА ГРЕЗ

20 мая 2002 в 00:00, просмотров: 209
  Звездные войны: Эпизод II. Атака клонов.
    
     2002 г., США,
     136 мин.
     Режиссер: Джордж Лукас
     В ролях: Хейден Кристенсен, Натали Портман, Самьюэл Джексон, Эван Макгрегор, Фрэнк Оз, Кристофер Ли.
     В прокате с 15 мая.
    
     Терпеть не могу “Звездные войны”. Но “Атака клонов” понравилась. В отличие от первой серии, снятой для детсада, Лукас учел капризы взрослых и отладил сложную схему противовесов: если меняется одна деталь, идет перенастройка всей системы. Отцифровали Йоду? Значит, срочно загрузим его драками, чтобы фанаты Йоды-куклы не успели впасть в ностальгию по старым временам, когда и небо было голубее, и джедаи — резиновее. Учтены и все хит-парадные колебания. За время, прошедшее после “Эпизода I”, народ успел полюбить “Гладиатора” и Горлумов? О’кей, будут вам бои на арене с монстрами. А что делать с теми, на кого спецэффекты и погони не действуют? Лукас держит в легком напряжении даже их. Самых завзятых скептиков волнует-таки вопрос — как и почему джедай Скайуокер перешел на сторону Тьмы. В “Атаке клонов” любые паузы и недомолвки в дружеских джедайских разговорах кажутся намеком: “Ага, вот и началось, пошла мутация”. И всякий раз Лукас обманывает — нет, через минуту Скайуокер опять со всеми помирился, в грехах раскаялся, ошибки признал. Даже бездарные любовные сцены обретают двойное дно. От тех разводок, что сенатор Амидала устраивает на каждом свидании, и вправду можно оказаться за гранью Добра и Зла. Зачем Лукас вообще это вставил? Видимо, достали упреками: мол, секса в “Звездных войнах” нет совсем. Его и сейчас нет. В “Атаке клонов” все капризы учтены, но осторожно, чтобы не потерять сертификат “годен для всех возрастов”, поэтому отсутствие секса приняло куда более извращенные формы...
     Мне понравилась раса интеллектуалов, наладивших производство клонов. Какими они должны быть? Инопланетян — даже в самих “Звездных войнах” — любят рисовать с раздутыми черепами (бойтесь, мозги у них побольше наших). В фантастике мозг — это мускул, изобретатели клонов должны быть церебральными атлетами. Ан нет. Оби-Ван нарывается на созданий тончайшей душевной и телесной организации с малюсенькими головками, как у диплодоков. И при всей их изящной педерастичности сразу заметно четкое разделение полов, что в предыдущих сериях встречалось крайне редко даже у простых тварей, не то что у духовной элиты. Если так пойдет дальше, в третьей серии Йоду выпустят в плавках.
     Но больше всего потрясло, как клон-ребенок вглядывался в отрезанную голову своего матричного существа. Вроде как убили его отца. А с другой стороны — его самого, ведь то был клонический отец, точная копия. А с третьей стороны — убитый жив ребенком. Так что получилось? Убили его или даровали момент триумфа над смертью? Если такая увертка от гибели вам кажется простым фокусом, то воскрешение робота С3PO, которому оторвали и вновь пришили голову, тоже придется списать как ложное. Кстати, эпизод клонической негибели прямо рифмуется со смертью матери Скайуокера. В отличие от клона, сдержанного перед лицом уничтожения, Скайуокер просто взбесился. Вот и гадай после этого, где начинается сила Тьмы?
    
     Второстепенные люди (Second Class Citizens)
    
     2001 г., Украина, 105 мин.
     Режиссер: Кира Муратова (Kira Muratova)
     В ролях: Наталья Бузько (Natalya Buzko), Сергей Четвертков (Sergei Chetvertkov), Николай Саднев (Nikolai Sadnev).
     В прокате с 17 мая.
    
     Не настраивайтесь на типичное авторское кино с его искусственной недоступностью простым смертным. Муратова сняла комедию. Большей частью комедию. Видимо, головокружительный успех Ренаты Литвиновой после муратовских “Увлечений” подсказал режиссеру, в каком направлении двигаться. Муратова опять разыскала парочку виртуозных творцов собственного имиджа. Угадать, профессионалы они или нет, совершенно невозможно. Сразу чувствуешь, что в жизни они кривляются точно так же. Правда, дело немного портит устаревшая сюжетная конструкция — снова нас пытаются развлечь перетаскиванием мертвеца. Никуда не деться и от стандартных приемов советского арт-хауса: реплики часто выкрикиваются одновременно и потом повторяются по нескольку раз, из-за чего создается ощущение раздражающей тягомотины. Понятно, что такая авторская находка может символизировать множество очень важных вещей, но лучше бы подыскать для тех же целей что-нибудь новое.
    
     Любовь — это дьявол (Love Is the Devil)
    
     1998 г., Великобритания, 90 мин.
     Режиссер: Джон Мэйбери (John Maybury)
     В ролях: Дерек Джакоби (Derek Jacobi), Дэниел Крэйг (Daniel Craig), Тильда Суинтон (Tilda Swinton).
     В прокате с 23 мая.
    
     Идея Кена Рассела снимать сумасшедшие биографии великих людей перестала занимать самого Рассела, зато нашла отклик у многих последователей. После байопиков Джармена “Караваджо” и “Витгенштейн” стало ясно, что биографическим сюром можно не только баловаться, но претендовать на вполне осмысленные высказывания о природе гения, его свиты, искусства и масс-медиа. При этом стало модно стилизовать часть кадров под манеру творца, о котором идет речь. Если вы ничего не знаете о Фрэнсисе Бэконе, фильм “Любовь — это дьявол” послужит для вас хорошим введением в курс. Но если вы следили за тем, как менялось отношение к Бэкону на протяжении последних двадцати лет, то позиция авторов фильма покажется вам достаточно поверхностной и слегка устаревшей. Впрочем, от фильма с названием “Любовь — это дьявол” откровений и глубин ждать не приходится.
    


Партнеры