Журфаку — 50!

Тайны и мифы Ясена Засурского

7 июня 2002 в 00:00, просмотров: 1206
  Сегодня на Моховой у памятника Ломоносову будет людно. И звездно. Выпускники факультета журналистики МГУ придут поздравить свою альма-матер с юбилеем. Уже 37 лет деканом факультета является человек с безупречной репутацией — Ясен Николаевич Засурский. В круговерти хлопот он выкроил время на блиц-интервью для “МК”.
    
     — 7 июня 1952 года Иосиф Сталин подписал постановление о создании факультета журналистики МГУ. Как получилось, что тиран “всех времен и народов” разрешил открыть высшую школу для газетчиков?

     — Парадокс жизни состоит в том, что все такие учебные заведения создают только императоры, президенты и генеральные секретари. Сталин считал, что в газетах должны работать грамотные люди. Но вот он подписал — и это стало для него самого таким ударом, что он вскорости умер. Именно от этого он и умер. Все гадают, отчего умер Сталин, а он умер как раз оттого, что создал этот факультет.
     Засурский хитро улыбается.
     — Сталин подписал этот указ, но считал, что журналисты будут его людьми, — он понимал, что в такой стране невозможно без журналистов. Наш факультет был создан на пике авторитаризма и тоталитаризма, когда героем была доносчица Тимашук. А развитие факультета пришлось на 50-е годы, после смерти Сталина. А потом был ХХ съезд. Доклад Хрущева вызвал очень важный эффект в сознании журналистов: нельзя всему доверять, что нам говорят. Надо во всем сомневаться и все проверять. Отсюда пошла новая журналистика — сомневающаяся, думающая. Это и есть наши студенты.
     — Можно ли научить человека быть журналистом?
     — Можно. Конечно, для этого нужны способности, но в журналистской профессии так много специализаций. Можно научить верстке, дизайну и, может быть, каким-то навыкам репортерской работы — сбору новостей. Ведь репортеры делятся на разные категории. У американцев, например, некоторых репортеров называют “человек-ноги”. Это люди, которые способны доставать информацию с места события, но за него потом переписывают. В этом смысле можно научить многому. Но главное в подготовке журналиста не обучение, а отбор тех, кто имеет все-таки то, что называется искрой божьей. Как раз для этого проводится творческий конкурс. Там проверяются два аспекта. Первый — это как раз наличие искры божьей. Кстати, искра эта не всегда проявляется сразу. И второй — определить устремленность. Очень важно в журналистской профессии умение пробиваться сквозь стену и рассказать всем, что там, за стенами. Как писать — можно научить. А вот как добыть и как проникнуть в суть событий — это очень важно. Те, кто печатается, доказывают не только свои способности написать, но и напечататься, донести свою мысль до читателя.
     — А что чаще случается с выпускниками журфака: бывшие отличники не оправдывают надежд или вчерашние троечники становятся звездами?
     — Бывает по-разному. Человек раскрывается в разное время. Кто-то заканчивает школу с золотой медалью, а в институте ничего не успевает. А бывает наоборот. Но чаще всего, конечно, если человек успешно учится в школе, то и в дальнейшем все у него получится. Отто Лацис, например, был у нас именным стипендиатом. Татьяна Миткова очень хорошая студентка была. И Лена Масюк.
     — А известные двоечники-то у вас были?
     — Я не хочу об этом говорить. Пусть это останется моей тайной. Вот Юмашев, например, очень долго учился. А какой он хороший человек!
     — Ясен Николаевич, что не успели сделать на журфаке за 50 лет?
     — Мы не успели сделать свою телевизионную компанию. Свою радиостанцию. И свою газету для жителей центра Москвы. Но мы попытаемся, и, надеюсь, у нас получится.
     “Московский комсомолец” поздравляет факультет журналистики МГУ с 50-летием и желает ему и впредь оставаться школой лучших журналистских кадров в стране!
    
     По их лекциям учились будущие звезды журналистики. Эти люди определили лицо сегодняшних масс-медиа. Мы помним их лица и их лекции. Спасибо легендарным преподавателям журфака:

Кафедра стилистики русского языка:

     Розенталь Дитмар Эльяшевич
     Блинский Константин Акимович
     Саганик Григорий Яковлевич

Кафедра зарубежной литературы:

     Кучборская Елизавета Петровна
     Ванникова Нинель Ивановна

Кафедра русской литературы:

     Архипов Владимир Александрович
     Бабаев Эдуард Григорьевич
     Татаринова Людмила Евдокимовна
     Есин Борис Иванович

Кафедра телевидения и радиовещания:

     Юровский Александр Яковлевич

Техника газетного дела и СМИ:

     Лазаревич Элеонора Анатольевна

Кафедра истории отечественных СМИ

     Кузнецов Иван Васильевич

Кафедра периодической печати

     Гуревич Семен Моисеевич

ОНИ ЗАКОНЧИЛИ ЖУРФАК:

     Жанна Агалакова — 1991 (ОРТ, “Времена”, “Ночное время”)
     Юрий Батурин — 1981 (космонавт)
     Борис Берман — 1995 (ТВС, “Без протокола”)
     Юлия Бордовских — 1991 (НТВ)
     Игорь Воеводин — 1981 (ТВЦ, “Времечко”)
     Ирина Зайцева — 1988 (ТВС, “Герой дня без галстука”)
     Виталий Игнатенко — 1964 (генеральный директор ИТАР-ТАСС)
     Кирилл Кикнадзе — 1991 (НТВ+)
     Ольга Кокорекина — 1991 (ОРТ, “Новости”)
     Ирена Лесневская — 1978 (президент Ren TV)
     Дмитрий Лесневский — 1999 (генеральный директор Ren TV)
     Владислав Листьев — 1982 (“Взгляд”, “Поле чудес”, “Час пик”)
     Марианна Максимовская — 1992 (ТВС, “Новости”)
     Андрей Малахов — 1995 (“Большая стирка”)
     Петр Марченко — 1991 (НТВ, “Сегодня”)
     Елена Масюк — 1987 (РТР, специальный корреспондент)
     Эрнест Мацкявичус — 1994 (РТР, “Сегодня утром”)
     Татьяна Миткова — 1979 (НТВ, “Сегодня”)
     Леонид Млечин — 1979 (ТВЦ)
     Шод Муладжанов — 1975 (главный редактор “Московской правды”)
     Алексей Пиманов — 1992 (ОРТ, “Человек и закон”)
     Кира Прошутинская — 1967 (Авторское телевидение)
     Евгений Ревенко — 1996 (РТР, “Вести-Неделя”)
     Марк Розовский — 1960 (театральный режиссер)
     Ия Саввина — 1958 (народная артистка СССР)
     Владислав Флярковский — 1985 (“Культура”)
     Елена Ханга — 1984 (НТВ, “Принцип домино”)
     Алена Яковлева — 1983 (актриса Театра сатиры)
    



Партнеры