Свобода в творчестве

В июне нынешнего года создатель картин, монументов и музеев – президент Российской академии художеств Зураб ЦЕРЕТЕЛИ
был первым из россиян принят в «пантеон бессмертных» – Академию изящных искусств Франции, основанную в 1648 году кардиналом Ришелье. Число академиков в нем остается неизменным – их 55,
и войти в «пантеон» можно, лишь сменив кого-то из ушедших в мир иной. В беседе с обозревателем «ДЛ» Светланой Браницкой художник размышлял на вечные темы.

О смысле творчества
В чем смысл творчества? Это как вопрос – в чем смысл жизни? В самой жизни. В способности создавать что–то новое, приносить в мир что-то свое, изучив и аккумулировав опыт тех, кто был до тебя. Я делаю то, во что верю, что чувствую. Когда в 60-е годы я познакомился с Пикассо и попал в его мастерскую, то понял одну важную вещь – художник может все.
Искусство защищает этот мир от жестокости и ужасов. Я думаю, что смысл творчества – доброта. Когда я рисую – становлюсь добрым и жизнерадостным. Несмотря на физическое напряжение, внутренняя радость делает тебя свободным и счастливым. Творчество – это великий дар. Я помню, как играл Святослав Рихтер. Он был безразличен ко всему, кроме музыки. Просто играл.

Мужчина и женщина
Отношения между мужчиной и женщиной – это целый мир. Сколько гармонии в пластике! Нежности, страсти. Обещания счастья. Платоническая любовь – это для пенсионеров.
Мы дружили с Высоцким, перед моими глазами прошла их любовь с Мариной Влади. Их свадьбу сыграли в Тбилиси. У Высоцкого тогда были трудности, и я пригласил молодоженов к себе. Сто человек гостей, песни, танцы. Все грузины смотрели на Марину влюбленными глазами. Высоцкий пел для нее. Они были безоглядно счастливы.

О семье
Для меня пример семьи – мои родители. Их мудрость в воспитании детей, понимание и поддержка. На самом деле в отношениях между мужчиной и женщиной самое важное – преданность друг другу.
Когда я в 1979 году устанавливал в США в Брокпорте две скульптуры в рамках спецолимпиады для больных детей фонда Кеннеди–Шрайвера – двадцатиметрового «Прометея» и 15-метровую композицию «Счастье детям всего мира», я подружился с семьей Кеннеди, часто бывал у них дома. Меня очень тронула их семейная традиция, когда все домочадцы ждали прихода мамы Кеннеди, только потом садились за стол, читали молитву. Это напомнило мою семью. Мы также ждали бабушку. На самом деле большинство крепких семей имеют похожие устои, традиции – уважение к старшим, бережное отношение к женщине, забота о младших и гордость за подрастающее поколение.
Ушли из жизни мои родители, супруга. У меня единственная дочь, два внука и маленькая внучка. Старший – Василий, получив образование в Нью-Йорке, серьезно помогает мне в Музее современного искусства на Петровке. Он принадлежит к новому поколению свободно мыслящих людей.

О новом поколении
Я наблюдаю за ними. Многие имеют очень творческие, прогрессивные мозги. Они мыслят свободно и бесстрашно. У них нет комплексов и страхов старшего поколения. Они свободны и поэтому способны на многое.

О русской классической школе
На мой взгляд, роль русской школы в мировом искусстве недооценена. Вспомните, кто создал школу классического балета в Америке, начиная от Баланчина? Русские иммигранты. То же самое происходило с искусством. Русский авангард во Франции стал продолжением импрессионизма, новым направлением современного искусства. Русская школа создала новаторское мышление, давшее новый этап развитию мирового искусства.
Все великие художники прошли академическую школу. К примеру, Малевич и Кандинский. Автопортрет Малевича, портрет его жены выполнены в реалистичной манере. Эти картины находятся в Музее современного искусства на Петровке.
Русской классической школе завидуют все мировые институты искусств. Французская академия не имеет такой базы, таких профессионалов, как наша академия. Наша главная задача – не потерять школу предметного искусства, сохранить ее для учебного процесса. Искусство создается через знание.

О музеях
Не секрет, что 70 лет мы жили при идеологии, в которой понятие современного искусства – соцреализма – отрицало существование многих художников-авангардистов. Московский музей современного искусства стал первым в России. Он основан на базе нашей фамильной Андроникашвили–Церетели коллекции русского авангарда и художников западной школы. Есть Шагал, Миро, Брак, Ван Гог, Дали, Пикассо, Кончаловский и много других великих имен. История некоторых картин уникальна. К примеру, в музее висит портрет девушки Марка Шагала – его первой любви. Эту картину я обнаружил в одной тбилисской семье. Хотел купить, но они попросили взамен мои картины. Когда я впервые попал в Париж и был приглашен в мастерскую Шагала, я захватил картину с собой. Вы бы видели, как загорелись глаза у 90-летнего художника, когда я показал ему портрет девушки. Но тут в комнату вошла его жена Вава, она была страшно ревнива, и его взгляд мгновенно погас. Он больше не проявлял интереса к портрету и не захотел оставить его у себя. Или не решился. Тогда я привез картину обратно, и теперь она на Петровке.
Много работ было передано другими коллекционерами. Особая благодарность провинциальным музеям, которые сохранили уникальные работы русского авангарда – Малевича, Кандинского и др. В экспозиции много работ современников – Булатов, Целков, Неизвестный, Шемякин и др. Помимо залов постоянной экспозиции в музее проходят выставки современных художников из России и зарубежных музеев. У нас партнерские отношения со многими из них. Скажем, намечаются громкие проекты с нью-йоркским Музеем современного искусства (МОМА).
Но 4200 кв. метров для современного искусства оказалось слишком мало. Тогда на гонорар от Манежной площади я выкупил у Министерства обороны старый особняк на Пречистенке и отремонтировал его. Военные взамен получили квартиры. Теперь в новом музее на Пречистенке у нас есть возможность расширить границы восприятия искусства, показать неизвестные работы знаменитых художников. Мы сделали прозрачное перекрытие внутреннего двора между двумя зданиями и получили уникальное пространство для экспозиции. Посетители признавались, что первое впечатление – совершенно неожиданное и ошеломляющее.
Язык авангарда – это язык символов, он универсален и легко вступает в диалог с историей, позволяя взглянуть на традиционное искусство новым, иногда провокационным взглядом. Если задуматься, то провокация – это смысл современного искусства. Главное – показать свою индивидуальность, проявить себя ярко и самобытно. А музеи современного искусства надо открывать во всех российских городах – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др. Чем мы активно занимаемся.

О 300–летии
Санкт–Петербурга
Российская академия художеств вместе с петербургскими архитекторами работает над созданием паркового комплекса, в котором будет часовня, аллея с бюстами русских царей, памятники Екатерине и Петру. Условное название ансамбля – «Окно в Европу».

О Бальзаке, Бродском
и других
Я стал участвовать в конкурсе по созданию памятника Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге скорее по личным мотивам. Поэты – очень одинокие люди. Как, впрочем, и художники. Бродский не был исключением. Незадолго до смерти я случайно встретил его в Нью-Йорке. Мы просто стояли и два часа разговаривали на улице. Он раскрылся для меня с неожиданной стороны. Похоже, что он не был счастлив в Америке. Половина его души всегда оставалась в России.
Барышников рассказывал, как они провели с Бродским вместе несколько недель в Швеции. Гуляя, пришли в порт, где увидели паром «Стокгольм–Петербург». Бродский спросил: «У тебя паспорт с собой?» Потом они улыбнулись друг другу и пошли обратно. Бродский очень хотел и одновременно боялся вернуться. И похоже, не признавался в этом даже самому себе.
Памятник Бальзаку будет открыт осенью в округе Парижа – Ла-Рошель, на площади перед университетом. Французы с большим энтузиазмом относятся к этому событию.
Собираемся открыть памятник Гоголю в Риме. Не секрет, что в Вечном городе он написал большинство произведений.
Идея монумента в память трагедии 11 сентября в Нью-Йорке вызвала большой интерес у американской стороны. Я показывал проект президенту Бушу. Наша концепция места памяти произвела на него впечатление – он прислал письмо со словами признательности. Должно пройти время.
Планов много. Было бы время и силы их реализовать.

О славе
Приятно, когда хвалят. Поднимает тонус. Но бремени славы я не чувствую.

О вкусе жизни
Нет даже мысли писать мемуары. Никогда не испытываю желания смотреть назад. Нет времени остановиться и подумать о пройденном. Переворачиваю страницу и живу настоящим.
Я без людей не могу жить. В моем доме всегда накрыт стол на неограниченное число гостей. Двери открыты. Правило жизни? Любить своего Бога и ближнего.

Об азарте и суевериях
Я азартный, но в азартные игры не играю. Верю в судьбу. О том, что сбылось, когда-нибудь напишу книгу.

О зависти
Зависть – естественное чувство. Людям оно свойственно.

О братьях меньших
Когда-то давно у меня была единственная кошка. Сегодня у меня много собак – мастифф, ротвейлер, кавказские и немецкие овчарки. Единственная проблема – каждый хочет быть первым. Ревность и зависть, оказывается, бывает не только у людей.

О предназначении
В чем предназначение художника? Как и любого человека – оставить свой след в этом мире и любить ближнего своего. Но судьба художника трагична. О его творениях, как правило, начинают говорить, когда его уже нет на этой земле. Вовремя аплодисменты достаются обычно артистам и музыкантам. Истинная цена искусства проверяется временем. Свое место в истории надо заслужить.
Но, возможно, именно поэтому настоящие художники самодостаточны. Они знают, что делают, не ждут похвал или критики. Замысел художника понятен только ему одному. Он черпает силы, эмоции, вдохновение, азарт внутри себя. Ему хватает собственного внутреннего мира. Он не оглядывается и не ищет оправданий. Он сам – требовательный критик, бесстрастный зритель, восторженный почитатель. На мой взгляд, только художник по-настоящему независим и внутренне свободен. Он знает, что делает. Истинный художник всегда новатор – смелый и уверенный в себе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру