Репетиторы сенатора

Зампред Совета Федерации: ”Я буду говорить как эксперт-папа”

1 августа 2002 в 00:00, просмотров: 526
  На каникулы ушли не только школьники и студенты, но и депутаты Государственной думы, а также сенаторы Совета Федерации — высшего органа государственной власти. Перед летним отпуском “МК” успел проэкзаменовать по положению дел в образовании заместителя председателя Совета Федерации Андрея Анатольевича ВИХАРЕВА.
     — Как ваши дети закончили учебный год?

     — Нормально. Я так считаю: политик имеет моральное право возлагать на себя функции по разработке закона, только пропустив проблему “через себя”. У меня дочка закончила первый класс, средний сын — 6-й класс, а старший — первый курс Уральской государственной юридической академии. Так что с вопросами образования я знаком не понаслышке.
     — Почему ваш старший сын учится не в Москве? Уж вы-то наверняка могли пристроить его в престижный столичный вуз...
     — Не ставил перед собой такой цели. К тому же Уральская юридическая академия имеет крепкую, хорошую репутацию. Поступить туда едва ли не сложней, чем в московский вуз. Моему сыну пришлось много заниматься с репетиторами.
     — Сколько платили?
     — По московским меркам, немного.
     — Вы верите, что введение единого госэкзамена искоренит репетиторство?
     — Русский народ изобретателен. Но я уверен, что ЕГЭ действительно минимизирует затраты семьи, откроет дорогу в высшие учебные заведения Москвы и Питера одаренным ребятам из глубинки.
     — Столько новшеств свалилось на головы поколения, сидящего сейчас за партой: тесты ЕГЭ вместо привычных выпускных экзаменов, государственные именные финансовые обязательства, которые скоро будет “зарабатывать” учебой каждый школьник, идут дебаты о 12-летке. Как вы считаете: реформа образования назрела или мы слепо двигаемся в русле западных стандартов?
     — Забили тревогу в первую очередь медики. Надо четко выработать государственный стандарт для девятиклассников, для одиннадцатиклассников — это тот минимум знаний, который с них должны спрашивать. Есть хорошее высказывание Аристотеля: “Много знаний уму не научают”. Когда я учился, у меня было определенное количество предметов, учитель абсолютно точно понимал критерии, которые он должен был применять, оценивая мои знания, и наконец были государственные экзамены. А сегодня у 6-классника — 4 учебника истории, в школах — огромное количество методик. Цель реформы — восстановить ответственность государства в общеобразовательном процессе, выработать стандарт образования . Над каждой частью реформы необходимо работать, проводить парламентские слушания, “круглые столы”, учитывать мнения всех специалистов, науку привлекать, втянуть в полемику все общество.
     — А кто, по-вашему, будет эту реформу двигать? Вы сенатор от Курганской области. Любопытно узнать, сколько там получает учитель?
     — Сегодня уровень средней заработной платы — 1500 рублей. Голодный учитель — это вопрос безопасности нашего государства. Принятый не так давно закон о повышении ставки первого разряда единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, к сожалению, не везде на местах работает.
     — А на что высокие чиновники рассчитывали, когда в декабре прошлого года объявляли на всю страну об увеличении зарплаты учителям в 1,89?
     — Тут вот что произошло: в регионах пытаются найти средства, чтобы закон реализовать, а надбавку, которая была ранее, отменили. И, к сожалению, получая деньги на руки, учитель прибавки практически не ощутил. Финансирование закона осуществляется за счет местного самоуправления, за счет муниципалитетов. А денег на эти цели нет.
     — У нас что, дети губернаторов все сплошь за границей учатся?
     — Да нет, конечно. У своих же учителей. К сожалению, в этой неразберихе, когда не прописаны законодательно полномочия властей — муниципальных, областных, федеральных, — в этой мутной воде некоторые мэры и губернаторы ловят рыбку. У нас сегодня задача каждого руководителя — переизбраться, и поэтому огромные средства расходуются в том числе и на собственный имидж. Нецелевые расходования бюджета просто захлестнули страну. Первые два года он, может, и выполняет хозяйственные функции, а следующие два — готовится к собственным выборам. Поэтому нужна и государственная реформа.
     — Недавно отметили десятилетие Закона об образовании. Сегодня он подвергается критике со всех сторон. И что делать?
     — При действующих законах, которые сегодня не вписались в структуру общества, государство будет проигрывать. Это и девальвация идеи образования, и возможность “косить” от призыва в армию. Мы, законодатели, через поправки, через законодательную инициативу должны защитить институт образования. И мы будем это делать.
     — А что это у вас за книга на столе лежит — “Слон и медведь”?
     — Это пособие для работы в парламентской ассамблее ОБСЕ. Учиться никогда не поздно.
    


Партнеры