Черный призрак террора

  В минувший понедельник пришло сообщение о гибели, пожалуй, самого легендарного, а до недавнего времени и самого таинственного террориста в мире. Информационные агентства мира передали, что в Багдаде застрелился Абу Нидаль. Самый опасный и жестокий боевик Палестины. Человек, чьим именем пугали детей даже на родине. Человек, существование которого долгое время считали мифом. Потому что ни одна спецслужба мира не могла выйти на его след. А кровавые отметины регулярно напоминали миру о существовании Черного Абу.

Человек без родины

     Настоящее имя легендарного Абу Нидаля — Сабри Халил эль-Банна. Он родился в Яффе в мае 1937 года, в зажиточной семье, которая до сих пор проживает в Иордании.
     Его отец, Халил Банна, был одним из самых богатых людей в подмандатной Палестине и владел 3 тысячами гектаров земли от Яффы до Ашкелона и в секторе Газа, разбогатев на торговле овощами и фруктами. Контролировал 10% продукции, которая экспортировалась из Палестины в Европу. Имел дома во Франции, Сирии и Турции. У отца Сабри было 13 жен, 16 сыновей и 8 дочерей. Абу Нидаль — 14-й ребенок от 8-й жены, сирийки по происхождению.
     Семья в основном жила в Хайфе. Отец хотел дать детям европейское образование и отправил старших в английские частные школы. А Сабри попал в католическую французскую школу в Яффе, где до сих пор хранится запись: “Сабри эль-Банна окончил начальный курс данной школы”.
     В 1945 г. Халил Банна умер. Старшие братья Нидаля настояли на том, чтобы Сабри перешел из католической школы в престижную мусульманскую школу Аль-Умария в Иерусалиме. Он учился в 4-м классе, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Начались вооруженные столкновения арабов и евреев, которые докатились до Яффы. А в 1948 г. многочисленные земли семейства конфисковало новое правительство. Начинаются скитания по лагерям беженцев: Газа, Наблус... Привыкшая к роскоши 20-комнатного дома, семья жила в обычной палатке, среди десятков тысяч беженцев. В это время, видимо, и зародилась ненависть Абу Нидаля к Израилю, который лишил его родины.
     В Наблусе все потихоньку начало входить в привычное русло. Нидаль возобновил учебу. Правда, уже в государственной школе. В 1955 г. Сабри поступает на инженерный факультет Каирского университета. Но через два года его исключают, и он возвращается домой, чтобы преподавать в Иерусалиме в школе. (В дальнейшем он говорил, что является дипломированным инженером.)
     В 1960 г. Нидаль по совету старшего брата Закарии отправился в Саудовскую Аравию и устроился электриком в городе Джидда. Но постоянно навещает мать и семью, по которым очень скучает. Дома, во время очередного приезда, он познакомился с будущей женой. У них родились две дочери — Бизан и Наифа — и сын Нидаль.

Товарищ Нидаль

     К этому времени Сабри становится постоянным участником политических дискуссий внутри палестинской общины, а затем вступает в Партию арабского социалистического возрождения (БААС). Тогда же он вступил в палестинскую организацию “Харакат ат-Тахрир аль-Филастынийя”, или сокращенно ФАТХ (“Победа”), созданную Ясиром Арафатом. Пошли аресты, допросы, пытки, тюрьма и, наконец, высылка из страны всей семьи. В Наблус его семья вернулась за несколько месяцев до “шестидневной войны”, в июне 1967 г. Пожалуй, именно это событие и стало последним доводом для начала подпольной борьбы будущего знаменитого террориста. Он убегает в Амман к старшим братьям, где и принимает известное сегодня всему миру имя Абу Нидаль (“отец борьбы”, или “товарищ Нидаль”). Руководство ФАТХ быстро заметило честолюбивого и жестокого бойца. Особенно его привечал заместитель Арафата — Салах Халаф (Абу-Аяд). Благодаря ему Нидаль отправляется в Северную Корею и Китай, где четыре месяца изучает диверсионную тактику — первым из ФАТХ. А в 1969 г. его назначают главой отделения ФАТХ в Судане — высшая должность, которой он добился в ФАТХ. Амбициозность подталкивает его на самостоятельные действия — следуют отзыв и перевод в Ирак. Наверное, это была большая ошибка Арафата, потому что именно тогда началась долгая дружба Нидаля и Саддама Хусейна, подкрепленная сотрудничеством с иракскими спецслужбами. Вскоре Абу Нидаль начал отказываться выполнять указания Арафата и стал “палестинцем №1 в Ираке”.

Группа Черного Абу

     Нидаль, не без помощи иракских спецслужб, начал создавать свою собственную организацию “Группа Абу Нидаля” (позже — “Организация Абу Нидаля”, или “Революционный совет ФАТХ”). Тогда она насчитывала 150—200 человек. Это была одна из первых палестинских террористических организаций, опиравшихся на господдержку — Ирака, Сирии и Ливии. Люди Черного Абу действовали в 20 странах в Африке, Европе и Азии, совершив около 200 террористических операций в аэропортах, людных местах, налеты, диверсии, убийства, похищения. Всегда внезапно и с многочисленными жертвами, которыми становятся израильтяне, американцы, европейцы, арабы... Всего 900 трупов. Нидаль очень сокрушался, что не ему удалось убить президента Египта Анвара Садата.
     “Группа” глубоко законспирирована: члены ячейки ничего не знают о деятельности и составе других, работают под псевдонимами. Сообщения передаются курьерами и зашифрованы. Обычно они начинаются словами: “Приветствуем от имени борьбы!” — и заканчиваются: “Революция до победы!”.
     Первый самостоятельный теракт Нидаль проводит 5 сентября 1973 г. Это был захват французского посольства Саудовской Аравии. Террорист требовал освобождения одного из своих соратников — Абу Дауда, арестованного в Иордании тремя годами раньше, во время боев между иорданскими войсками и палестинской милицией. За это его исключили из ФАТХ. Вскоре трибунал ООП заочно приговорил раскольника к смерти.
     Через три месяца Нидаль и Ахмед Гафур совершили в аэропорту Рима убийство 32 человек.
     Через год Нидаль открыто выступил против Арафата, заявившего о признании права евреев жить в Палестине. За это Нидаля сместили со всех постов, занимаемых в палестинском сопротивлении.
     Именно тогда Абу Нидаль заявил: “Любой, кто намерен предать палестинское дело, будет уничтожен. Я убиваю — значит, существую”.
     Разъяренный, он послал боевиков убить Арафата, но их успели перехватить. В бешенстве Черный Абу устраивает покушение за покушением против помощников лидера ООП. Погибают Саид Хаммами, Иссам Сартави... Всего 16 человек.
     Враждебные отношения Арафата и Абу Нидаля приводят к боевым действиям — возглавляемые ими организации воюют друг с другом.
     На самого Абу Нидаля тоже неоднократно покушались. Последний раз его должен был ликвидировать боевик его же организации...
     В 1980 г. власти Ирака назначили Сабри эль-Банна руководителем “Политического комитета палестинской революции в Ираке”. Его позиции среди палестинской общины в Ираке стали еще сильнее. А через год подкрепились 50 миллионами долларов. Часть денег пошла на создание радиостанции “Голос Палестины”, информационного агентства “ВАФА” и газеты “Палестинская революция”.
     Но в ноябре 1983 г. Нидаля высылают в Сирию, где он принят с распростертыми объятиями. И помогает в борьбе с Иорданией. Но улучшение отношений с Западом вынуждает сирийские власти отказаться от поддержки международного терроризма. Нидаль уезжает к другому соратнику — лидеру Ливийской Джамахирии Муамару Каддафи. Неожиданно начались разногласия внутри организации. Но Саддам Хусейн вспомнил о старом друге и помог ему. Абу Нидаль вернулся в Ирак.

Бомба для королевы

     Удивительное, на первый взгляд, дело: если перечитать список “подвигов” организации Абу Нидаля, то видно, что его мишенями были преимущественно не израильтяне или американцы, а свои же братья-арабы, мусульмане.
     После налета на саудовское посольство в Париже в 1976-м группировка Абу Нидаля осуществила несколько терактов, направленных против Сирии. В сентябре был захвачен отель “Semiramis” в Дамаске. Двоим участникам налета эта акция стоила жизни: их публично повесили. 11 октября он организовал два нападения на сирийские посольства — в пакистанской столице Исламабаде и в Риме.
     Чуть позже террористы предприняли неудачные попытки убить сирийского министра иностранных дел Хадама и налет на посольство Сирии в Турции.
     25 октября 1977 г. они вновь устроили покушение на Хадама — на сей раз на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Хадам вновь остался жив, но был убит эмиратский министр.
     В следующем, 1978 году боевиками Абу Нидаля были убиты несколько представителей арафатовской Организации освобождения Палестины: в Лондоне — Саид Хаммами, в Кувейте — Али Ясин, в Париже — Иззальдин аль-Калак и его помощники. Лишь начиная с 1980 г. Абу Нидаль приступает к широкомасштабным акциям против израильтян — причем в странах Западной Европы. 27 июля 1980 г. террористы устроили нападение на детей-учеников еврейской школы в бельгийском Антверпене; тогда же организация Черного Абу взяла на себя ответственность за убийство израильского торгового атташе в Брюсселе. В августе 81-го была атакована синагога в австрийской столице — там погибли два человека, 17 получили ранения.
     Список жертв палестинских террористов рос: президент Общества австрийско-израильской дружбы Хайнц Ниттель в Вене, представитель ООП в Брюсселе Наим Хадер...
     Следующей “крупной дичью”, на которую охотились боевики из группировки “Отца борьбы”, должен был стать израильский посол в Лондоне Шломо Аргов. 3 июня 1982 года два боевика поджидали израильского дипломата около отеля “Дорчестер”, где тот находился на приеме. В начале двенадцатого ночи посол вышел из гостиницы и направился к своей машине. В это время началась пальба — посол был ранен. А террористы были схвачены на месте... На следующий день в ответ на ранение Аргова израильская авиация нанесла бомбовый удар по палестинским лагерям в Ливане, а 5 августа началось израильское вторжение в Ливан, завязываются бои между израильтянами и сирийцами. Террористы спровоцировали настоящую войну.
     Восьмидесятые годы стали для Абу Нидаля временем “бенефиса” — угоны самолетов с десятками жертв, убийство кувейтского дипломата в Мадриде, британского посла в Афинах, нападения на синагоги в Брюсселе, Риме; убийство палестинского представителя на конференции Социнтерна в Лиссабоне, неудавшиеся покушения на дипломатов из ОАЭ, Иордании, Кувейта...
     В их планах отводилось место и английской королеве Елизавете II. Ее собирались убить во время ее визита в Иорданию в марте 1984 года. Около отеля “Интерконтиненталь”, где собиралась остановиться Елизавета, была взорвана бомба. Британские дипломаты подняли шум, требуя от иорданских спецслужб разобраться с террористами. Иорданцам удалось выяснить авторство теракта: как легко догадаться, это было делом рук Абу Нидаля. Самого его поймать тогда не удалось, но были схвачены рядовые боевики. Словно в отместку, в том же 84-м году абунидалевцами был убит британский верховный комиссар в Индии и устроен взрыв в офисе компании “Бритиш Эруэйз” в Бейруте.
     С начала 90-х годов Черный Абу довольно неожиданно сворачивает свою деятельность и уходит на дно.

Загадочная смерть

     Все это время его имя обрастает легендами. Он почти никогда не дает интервью, остается неуловим для разведок. Его группе приписывают даже то, что она никогда не совершала. А компартии соцблока называют Нидаля борцом за свободу и всячески поддерживают.
     Осторожность Абу Нидаля параноидальна. Он настолько недоверчив, что подозревает даже свою жену в связях с ЦРУ, никогда не говорит по телефону, первым не начинает есть, боясь отравлений.
     В последние годы он активно занимался торговлей оружием, контрабандой наркотиков и цветных металлов (в том числе с Африканского континента в Европу). На этом он заработал около 350 млн. долларов, сотрудничая с лондонским “Бэнк оф кредит энд коммерс” и спецслужбами ГДР. Когда в конце 80-х открылись его финансовые дела и швейцарские счета могли быть заблокированы, он похищает в Ливане представителя швейцарского Красного Креста. Тем не менее в Австрии, в одном из венских филиалов банка “Аустрия”, было конфисковано около 7,5 млн. долларов группы Нидаля.
     В мае 2000 г. Абу Нидаль обосновался в Ираке.
     В декабре прошлого года иорданский суд заочно приговорил его к смертной казни — за организацию убийства в 1994 г. первого секретаря иорданского посольства в Бейруте Наеба Имрана Маайтаха. Вместе с Нидалем были осуждены еще четверо боевиков. На процессе присутствовал только один — иорданец Ясир Абу Шунар.
     И вот пришло сообщение, что Нидаль покончил с собой, застрелившись из личного пистолета. У него была тяжелая форма лейкемии. Четыре года назад израильская разведка узнала о тайной поездке Абу Нидаля в одну из частных клиник в Германии, где ему и был поставлен диагноз.
     Согласно проведенной экспертизе и осмотру квартиры, следов борьбы не обнаружено. Но по другой версии Абу Нидаль застрелился при попытке его ареста иракскими спецслужбами. Официальный Багдад подтвердил гибель террориста, не распространяясь пока о подробностях. А между тем арабские источники выдвигают свои версии случившегося. Так, утверждается, что иракские спецслужбы узнали, что Абу Нидаль получил 4 млн. долларов за покушение на одного из руководителей страны. Говорят, что в теле Нидаля было найдено четыре пули и вместе с ним были ранены два телохранителя.
     В интервью арабскому телеканалу “Аль-Джазира” брат Абу Нидаля заявил, что его родственник жив. Не все верят, что он жил в Багдаде.
     Легенда не может умереть. Особенно опасная легенда. Призрак Черного Абу еще долго будет гулять по миру и нести с собой кровь и разрушения...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру