ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

Бен Ладена хотят убить без шума

     Все мировые СМИ трубят о грядущем американском походе на Багдад. Но на этой неделе есть повод вспомнить и о другой военной операции янки. Год назад, в прошлом октябре, Буш начал войну с режимом талибов в Афганистане.
     Многие предрекали, что война будет “затяжной и кровопролитной”. На деле уничтожение режима муллы Омара заняло три месяца и стоило жизни всего 23 американским джи-ай. Но сейчас статьи в американской прессе об Афганистане носят отнюдь не радостный характер. “Мы проиграли мир!” — кричит, например, заголовок в журнале “Тайм”.
  
   
     С лидером проамериканского режима Хамидом Карзаем не очень считаются даже в собственном дворце. Недавно его телохранители вознамерились арестовать там некоего афганского генерала. Но находившиеся рядом охранники министра обороны Фахима наотрез отказались выдать боевого товарища...
     О Карзае янки, конечно, позаботятся. Рядом с его дворцом в Кабуле возводят грандиозный подземный бункер. Укрепить хотят и охрану афганского вождя: американских спецназовцев вскоре должны сменить пинкертоны из частной фирмы в США. Но сам Афганистан по-прежнему находится в состоянии, близком к хаосу. В последний год правления талибов страна, по подсчетам ООН, вывалила на мировой рынок 185 тонн опиума. За 10 месяцев правления Карзая произвести успели уже 2500 тонн опиумной отравы!
     Других источников дохода у афганцев почти нет. Обещания засыпать страну финансовой помощью США и Запад выполнять не спешат. По оценкам экспертов, для восстановления экономики Афганистана требуется 10—15 млрд. долларов. Карзаю пообещали 4,5 млрд. зеленых. Но реально выделено пока всего лишь 600 миллионов.
     Зато афганцам достаются от янки бомбы и зуботычины. Разумеется, джи-ай ведут себя в Афганистане лучше, чем наши вояки в Чечне. Но все равно: то авиация разбомбит свадьбу, то пехота устроит в аулах настоящий погром под видом зачисток. Недавно по этому поводу в американских СМИ разразился скандал. Штатовские спецназовцы обвинили своих сослуживцев из обыкновенных армейских частей в саботаже поисков бен Ладена. Мол, после появления в провинции этих солдафонов ранее лояльное к Америке местное население люто ее возненавидело. И все наши секретные помощники сделали нам ручкой.
     В прошлом октябре “МК” опубликовал интервью ведущего британского эксперта по Афганистану — профессора Лондонской школы экономики Мэтью Филдена. В нем были предсказаны многие из трудностей, с которыми страна столкнулась в минувший год. Сегодня мы решили вновь предоставить слово британскому эксперту.
     — Можно ли говорить о полной американской победе в Афганистане?
     — Расквартированные в стране американские войска постоянно становятся объектами мелких атак. Возрождение “Талибана” в прежнем виде, когда он контролировал 90% территории страны, маловероятно. Но многие полевые командиры, из чьих отрядов и состоял “Талибан”, просто вернулись в свои родные места или пересекли границу с Пакистаном. В медресе Пакистана перебазировались и связанные с “Талибаном” религиозные группы. Со временем влияние всех этих сил будет повышаться. Их иностранные покровители, особенно Пакистан и Саудовская Аравия, вновь увеличат свое влияние в афганских делах.
      — Некоторые эксперты утверждают, что правительство Карзая контролирует лишь столицу страны. Так ли это?
     — Во многих отношениях Кабул действительно полностью политически отделен от остальной территории. На западе Афганистана доминирует Измаил-хан, центр контролирует Хизб-и-Вахдат (проиранская партия “Единство”). На юге первую скрипку играют Гуль-ага и несколько других полевых командиров. Отношения всех этих деятелей с центральным правительством очень напряжены. В военном отношении Карзай вынужден полагаться на силы министра обороны Фахима. Но он обладает авторитетом только на северо-востоке страны...
     В бюрократическом отношении за последние два десятилетия афганское государство фактически исчезло. У министерств нет влияния за пределами столицы. Если говорить о таможенных доходах, то такие города, как Джалалабад, Мазари-Шариф и Герат, гораздо более важны, чем Кабул. И основная масса доходов достается региональным полевым командирам, а вовсе не Карзаю. Наконец, недоверие к центральной власти всегда существовало в афганском обществе. Сейчас все это недоверие переносится на Карзая.
      — Почему США так и не смогли поймать бен Ладена и лидера “Талибана” муллу Омара?
 
    — Недавно я разговаривал с бывшим американским послом в Саудовской Аравии. Из его слов ясно следовало, что США не хотели бы захватывать бен Ладена живым и проводить над ним судебный процесс. Но американцы также не хотели бы, чтобы он умер во время боевого столкновения и превратился в “героя-мученика”. Они бы предпочли, чтобы его убили без особого шума. Иными словами, самым удобным для администрации США стал бы вариант, при котором ей были бы секретно представлены доказательства смерти бен Ладена. Но никаких официальных сообщений об этом так и не появилось.
     С муллой Омаром возможен другой вариант. Есть информация, что еще в ноябре 2001-го между нынешними правителями Афганистана и сторонниками Омара было заключено секретное соглашение: он никогда не будет арестован. Если это так, то точно об этой частной сделке между несколькими афганскими семьями опять же никто не узнает.
     — В России говорят, что нынешние лидеры Афганистана просто не могут быть непричастными к наркоторговле в своей стране. А американцы не могут об этом не знать...
     — Орган ООН по контролю за наркотиками недавно опубликовал подробный отчет о механизме наркоторговли в Афганистане. Но вот данные о тех, кто контролирует эту торговлю, в этом отчете очень отрывочны. Однако из моего разговора с сотрудником американского агентства по борьбе с наркотиками стало ясно, что ключевые игроки этого бизнеса известны международным властям. Очень возможно, речь идет о коалиции правительственных чиновников и “легальных” бизнесменов. После падения “Талибана” производство опиума в Афганистане резко возросло. Говорили, например, что в наркобизнесе был замешан бывший вице-президент Карзая Хаджи Кадир.
     Кстати, в свое время “Талибан” удостоился похвалы ООН за жесткую позицию по отношению к наркоторговле. Но, возможно, резкое сокращение потока опиума из Афганистана при талибах имело и другую причину —тогда страну поразила катастрофическая засуха.
      — Есть ли опасность резкой дестабилизации положения в Афганистане — в случае, например, американской атаки на Ирак?
 
    — Безусловно. Если что-то происходит в Палестине, Кашмире или Ираке, эхо этого события ощущается повсюду в исламском мире. Если говорить об Афганистане, то подспудная враждебность по поводу присутствия американцев в стране уже ощущается. Увеличится ли она в случае атаки на Ирак? Это не ясно. Но важно помнить, что создание “Аль-Кайеды” было прямым следствием американских операций во время последней войны в Персидском заливе: присутствия их войск в Саудовской Аравии.
     — Насколько Карзай эффективен как лидер страны и насколько стабилен его режим?
 
    — Карзай обладает поддержкой Америки и международного сообщества. Это одновременно источник и его силы, и его слабости. Благодаря международному признанию и финансовой помощи из-за границы он сумел завоевать определенный авторитет внутри страны. Но он слишком тесно связан с Америкой. Даже телохранители Карзая — это солдаты американских специальных сил. Кроме того, международное сообщество медлит с выполнением своих обещаний по поводу финансовой помощи. А это лишает Карзая возможности распределять ресурсы и подрывает его авторитет.
     Все познается в сравнении. Ныне позиции правительства гораздо более устойчивы, чем в 1992—1994 годах, когда теперешние лидеры в последний раз были у власти. Но уже два министра были убиты. Покушались и на самого Карзая.
     — А возможен ли госпереворот в Кабуле?
   
  — Да. Многие боятся, что министр обороны генерал Фахим возьмет власть в свои руки.
     — Насколько сейчас популярны американцы среди афганского населения?
     — Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые афганцы считают, что во многих их нынешних проблемах повинны США. Вернее, то, что американцы покинули их после окончания “холодной войны”. Эти группы скорее довольны возвращением Америки. Многие также считают, что присутствие американских войск заставляет полевых командиров держать себя в руках и не устраивать бесчинств. По рассказам людей, недавно побывавших в Кандагаре, на юге и востоке страны антипатия к американцам очень небольшая. Однако, будучи в Кабуле этим летом, я слышал в мечети проповедь, резко осуждающую Америку. Важно понять одну вещь. В краткосрочном плане иностранное присутствие может приветствоваться. Но чем дольше это присутствие продолжится, тем хуже к нему будут относиться.
     — По-прежнему ли американцы нуждаются в базах в Средней Азии для своих военных целей в Афганистане?
     — После образования и роста сильно укрепленного “Лагеря Рино” на юге страны можно утверждать, что США больше не нуждаются в базах в Средней Азии. Но надо понимать, что Америка не может разместить свои базы в других близлежащих странах. Иран для США закрыт. А присутствие американцев в Афганистане вызывает сильное недовольство местных. Получается, что базы в Средней Азии — это наиболее безопасный выбор.
      — А насколько стабильна ситуация в Пакистане? Есть ли там реальная опасность путча со стороны исламистов?
     — Захвативший власть во время бескровного переворота в октябре 99-го года генерал Мушараф сумел пережить трудности, связанные с поддержкой американцев во время войны. Пакистан всегда был потенциально нестабильной страной на местном уровне. Но на национальном уровне стране удавалось сохранять свою целостность благодаря в первую очередь эффективности военных. Сейчас внутри пакистанского военного истеблишмента существует один коренной конфликт. Генералы ориентируются в основном на Запад. А младшие офицеры — на исламистов. С течением времени влияние последних скорее всего будет возрастать.
      — Какова, по вашему мнению, реальная причина американских планов атаковать Ирак?
     — Я против американских планов напасть на Ирак. Совершенно очевидно, что нефть — это один из самых главных факторов во всех расчетах. Но нельзя забывать и о геополитических факторах. Очень возможно, что с течением времени Саудовская Аравия будет становиться все более антизападной страной. Бен Ладен очень популярен у саудовцев. За последний год отношения между королевством и США явно ухудшились. Если саудовцы вдруг откажутся иметь дело с Западом, то повышение цен на нефть приведет к страшным последствиям для мировой экономики. Перемена режима в Ираке позволила бы американцам подстраховаться и иметь гарантированные бесперебойные поставки нефти.
     — Есть ли реальные доказательства связи между Ираком и бен Ладеном?
 
    — Насколько я знаю, связей между режимом Саддама Хусейна и действующими в Афганистане членами “Аль-Кайеды” не было. Однажды я, правда, читал сообщение о встрече между агентами иракской секретной службы и бен Ладеном. Это будто бы случилось в Кабуле в 1998 году. Тогда после взрывов в американских посольствах в Африке США давили на “Талибан”, требуя выдать бен Ладена. И он был вынужден думать о своем возможном отъезде из Афганистана, например, в Ирак. Но у меня нет комментариев по поводу достоверности этой информации.
      — Будет ли возможная американская военная кампания в Ираке настолько же успешной, как и в Афганистане?
 
    — Мне кажется, что силы, с которыми столкнутся американцы, будут гораздо большими по размерам, лучше вооружены и лучше обучены, чем талибские отряды.
      — По вашему мнению, за последний год влияние исламских экстремистских сил в мире увеличилось или уменьшилось?
 
    — Ясно, что антизападная деятельность по-прежнему проводится. Недавние взрывы бомб в Бали, атаки на американских солдат в Кувейте и нападение на французский нефтетанкер около Йемена могут быть связаны с исламским экстремизмом. В Афганистане демонстрация американской военной мощи заставила многие экстремистские группы спрятаться. Но через некоторое время они могут вернуть свое влияние.
     — А насколько мудрой вообще была американская внешняя политика за последний год?
     — После 11 сентября Америка была раненой нацией. Но риторика по поводу “оси зла”, по моему мнению, была абсолютно недопустимой. Америка нуждается в друзьях в регионе вокруг Афганистана. Вместо этого она может создать себе новых врагов. И самое важное. Чтобы улучшить отношения между Западом и исламским миром в целом, США должны использовать все свое влияние для выработки мирного соглашения между Израилем и Палестиной.

КАРЗАЙ ИЗ ПОПАЛЗАЙ
Кто есть кто в афганской “верхушке”?

     Хамид КАРЗАЙ, президент переходного правительства. Сын вождя могущественного пуштунского племени попалзай. Официальные биографы любят рассказывать, что он “всю жизнь боролся с иностранным вмешательством в дела нашей страны”. Гордо сообщается также, что в свое время Карзай организовывал родное племя для борьбы с Советской армией... Карзай отнюдь не всегда ненавидел талибов. В первое время он горячо их поддерживал. Правда, будущий президент сумел довольно быстро перестроиться. В 1995 г. талибы предложили Карзаю стать их представителем при ООН. Он будто бы не только отказался, но и обозвал талибов “пакистанскими агентами”. Через некоторое время оскорбленные муллы убили отца Карзая.
     Гульбеддин ХЕКМАТИЯР, лидер проиранских сил. Этот недоучившийся студент инженерного факультета Кабульского университета за последние десятилетия воевал практически со всеми афганскими режимами. Его лишь чудом не бросили в тюрьму за оскорбление королевской семьи. Арестовать бунтовщика хотел и свергнувший короля президент Дауд. С лидерами просоветского режима Хекматияр сначала заигрывал. Но вскоре стал главарем одного из самых жестоких душманских отрядов. После краха правительства Наджибуллы Хекматияру дали титул премьер-министра. Но он этим не удовлетворился и начал бомбардировку Кабула... Сегодня этот полевой командир — один из самых серьезных открытых противников Карзая. За Хекматияром стоит Иран, который очень недоволен появлением войск янки рядом со своими границами.
     Мухаммед ФАХИМ, министр обороны и военный лидер Северного альянса. До осени прошлого года этот таджикский военачальник находился в тени своего покровителя — легендарного Ахмад-Шаха Масуда. После убийства Масуда стал его преемником в качестве военного командира Северного альянса. Сегодня силы Фахима — главная военная опора Карзая. Но отношения между двумя политиками весьма сложны. Карзай при поддержке американцев стремится создать в Афганистане нормальную регулярную армию и тем самым положить конец своей зависимости от Фахима. Маршал этому всячески препятствует.
     ИЗМАИЛ-ХАН, губернатор и феодальный правитель Герата. Еще один прославленный душманский полевой командир времен войны с “советскими оккупантами”. Заслужил тогда прозвище Гератский Лев. С талибами никогда не дружил и пытался оказывать им активное сопротивление. За это воинственные муллы захватили Герат, низложили Измаил-хана с поста губернатора, а потом бросили в тюрьму. Сегодня Измаил-хан вновь управляет Гератом как своей вотчиной. Отличается жгучей ненавистью к правам женщин. Недавно, например, он под страхом ужасного наказания запретил дамам управлять автомашинами в Герате.
     Гуль-ага ШЕРЗАЙ, губернатор и феодальный правитель Кандагара. Управляет Кандагаром уже во второй раз. В свое время был выкинут из кресла губернатора талибами, сделавшими Кандагар своей столицей. После падения режима муллы Омара сумел обойти конкурентов и вновь завладеть своей старой вотчиной. При этом город Кандагар едва не был полностью разрушен.

ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Хроника ключевых событий 2002 г. в Афганистане

     30 января — правительство США официально объявило Афганистан “свободным от талибов”.
     14 февраля — разъяренная толпа мусульман-фанатиков в кабульском аэропорту забила до смерти министра гражданской авиации Афганистана Абдула Рахмана.
     18 февраля — первые публикации о случайных жертвах среди мирного населения в результате американских бомбардировок.
     4 марта — вертолет ВВС США во время боевых действий сбит на востоке Афганистана. Погибли 10 человек.
     26 марта — в результате сильного землетрясения на севере Афганистана более 1,5 тыс. человек погибло и 4 тыс. получили ранения.
     8 апреля — в центре Джелалабада боевиками “Аль-Кайеды” совершено покушение на министра обороны Афганистана Фахима. 4 человека погибли и 20 получили ранения. Сам Фахим не пострадал.
     16 мая — начинается широкомасштабная операция “Кондор” в провинции Пактия в гористой местности, на юго-востоке Афганистана. Операция началась после того, как две группы австралийских спецназовцев, входящих в состав коалиционных сил, попали на востоке страны под интенсивный обстрел талибов и боевиков “Аль-Кайеды”.
     1 июля — самолеты США атаковали населенный пункт в провинции Урузган. Во время воздушной атаки там проходила свадебная церемония. Погибло более 100 человек.
     6 июля — в центре Кабула убит вице-президент Афганистана Хаджи Абдул Кадир.
     27 июля — обстреляна база США в Лак Деваль провинции Пактиа на востоке Афганистана. В результате ракетного обстрела четверо американских военнослужащих погибли и около десяти получили ранения.
     4 сентября — Карзай объявил о планах деноминации национальной валюты — афгани — в 1000 раз. В Кабул прибыли два самолета с новыми банкнотами, отпечатанными в Германии.
     5 сентября — в Кандагаре совершено покушение на президента Карзая и правителя Кандагара Гуль-Агу Ширзая. Ширзай получил серьезное ранение в шею, Карзай не пострадал.
     9 сентября — ажиотаж на обменных пунктах в Кабуле. Население торопится обменять старые купюры на новые денежные знаки.
     19 октября — в результате ракетного обстрела базы в районе афганского города Хост погибли 16 американских солдат.
     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру