НЕ СТОИТ ДОВЕРЯТЬ ПРИЗРАКАМ

15 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 252

Перед показом фильма “Призраки Бангкока”, хита первого в Москве фестиваля тайского кино, зрителям продемонстрировали пятиминутный рекламный видеобуклет “Удивительный Таиланд”. Это была обыкновенная экзотическая эссенция, состоящая из слонов, буддийских храмов и счастливых тайцев, приветливо улыбающихся в камеру потенциальным туристам. Во время просмотра картины тайских режиссеров Пхисута Пхрэсэнгыанга и Оксида Панга (“Опасный Бангкок”) невозможно было отделаться от чувства, что видеобуклет и фильм каким-то мистическим образом связаны друг с другом.

Все три новеллы фильма “Призраки Бангкока” — обыкновенные вариации на тему “Баек из склепа”. Действие его развивается по принципу “Кентерберийских рассказов”: три подруги сидят в кафе и рассказывают по очереди страшные истории. Первая страшилка — о девушке, которая умерла насильственной смертью прежде, чем стала мужней женой. Через много лет она наконец находит другую девушку, в которую переселяется ее беспокойная душа для того, чтобы удовлетворить за годы накопившуюся страсть. Вторая история о том, как опасно приворотное зелье: связавшись с темными силами, героиня доходит до того, что занимается сексом со своим привороженным возлюбленным даже в гробу. И, наконец, последняя сказка предупреждает, как опасно доверять призракам. Незадачливый детектив распутывает загадочное самоубийство. Призрак мертвой девушки специально наводит его на ложный след затем, чтобы отомстить своим бывшим любовникам.

Кинематограф Таиланда ничем не отличается от прочей продукции, выпускаемой с надписью “made in Tailand”. Все, что производится там, обычно сделано по западному образцу, только обычно бывает похуже качеством. И даже мода на экзотику в кино, появившаяся относительно недавно, неспособна хоть как-то сгладить впечатление от просмотра. Впечатляет разве что огромное количество штампов и жанровых клише, использованных режиссерами: здесь вы встретите и открытые окна с тревожно колышущимися занавесками, и полнолуния, и грозы, и неожиданные развороты камеры на 180 градусов. Все, что должно быть в классических ужастиках, здесь есть. У призрака из первой истории есть даже длинные острые когти, так напоминающие о старом добром Фредди Крюгере. Вообще же о цитатах говорить не приходится: фильмов, подобных этому, в Голливуде сняты даже не две-три сотни, а тысячи (большинство из них просто не выходят на большой экран). Правда, в них вы не увидите настоящий тайский обряд обручения и не познакомитесь с технологией приготовления приворотного масла из подбородка трупа. Но разве в кино ходят за этим?

Если бы кто-то вдруг задумал снять “Матрицу” в русских национальных костюмах, это и то было бы занятнее. Там хотя бы было над чем посмеяться. Серьезность тайских режиссеров, с которой они делают кальку с Запада, выдает общие старания молодого кинематографа набиться в подмастерья к Голливуду. “Призраки Бангкока” в Таиланде не уступили по кассовым сборам “Властелину колец” — вот та реклама, с который фильм вышел на российского зрителя. Только это, пожалуй, говорит больше о развитом чувстве национального самосознания, чем о качестве продукта. Да и то, не всякому понравится такая открытая спекуляция на национальной культуре.

Рецепт приготовления подобных фильмов чрезвычайно прост: берем голливудские ужастики категории “Б” и смешиваем с видеороликом “Удивительный Таиланд” (Сингапур, Брюссель, Вышний Волочек и т.д.). Кассовые сборы на родине гарантированы. Проверено “Призраками Бангкока”.






Партнеры