Роль с “Ройсом”

16 февраля 2003 в 00:00, просмотров: 457

В период социализма и существования СЭВ в каждой из стран, входивших в сообщество сразу после войны, стало развиваться автомобилестроение. В СССР появились “Победы”, “Москвичи” и “Волги”, в ГДР — “Вартбурги” и “Трабанты”, в Румынии — “Дачия”, в Венгрии — “Раба”, в Югославии — “Застава” и “Юго”. Но особняком в этом списке стояли чехи с их “Шкодами” и особенно с “Татрами”, о которых у нас и пойдет речь. О той самой марке, ради которой советские чиновники еще в брежневскую эпоху “восстали” против государства, пересев с “Волг” и “ЗИМов” на чешские лимузины.

Что большинство из нас знает о марке Tatra сегодня? Люди постарше наверняка читали или хоть раз в жизни видели книгу о путешествии журналистов И.Ганзелки и М.Зигмунда, в 1947—1950 гг. на Tatra-87 пересекших южную Европу и далее с севера на юг Африку и с юга на север Южную Америку. 63 тыс. км без единой поломки — просто фантастика. Две их книги были изданы в СССР миллионными тиражами. Другие, видя современные грузовые “Татры” при сносе пятиэтажек, вспоминают то время, когда 30—35 лет назад именно эти машины работали на стройках. Третьи с трудом, но вспомнят, как акулообразные черные машины со спецномерами были королями столичных улиц.

Три года назад Tatra отметила свое 150-летие. В мировой истории найдется не так уж много компаний, не менявших своего профиля в течение полутора веков, и нет ни одной (!), которая столь значительное время была бы занята производством исключительно транспортных средств. Даже Ford и тот отмечает свой 100-летний юбилей лишь в 2003 г.

Сначала компания Игнаца Шустала в моравском селении Копршивница собирала телеги, но спустя 25 лет Игнац купил у Карла Бенца двигатель мощностью 7 л.с. и, построив машину “Президент”, проехал 250 км до Вены без единой поломки со средней скоростью 17 км/час. Затем были и другие победы — гоночные машины Шустала разгонялись до 100 км/час, а грузовые могли принять на борт до 2,5 тыс. тонн. В 1920 г. родилась собственно новая автофирма, названная Tatra.

Перелом произошел в 1923 г., когда в фирме появился гениальнейший конструктор ХХ века Ганс Ледвинки. Он создал 2-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Но даже не это было главным. Движок крепился на качающихся полуосях и раме в виде трубы. Последующие 90 лет все Tatra выпускались именно по этой схеме. Но перед Ледвинки стояла более глобальная задача — создать то, от чего бы ахнул весь мир.

5 марта 1934 г. на Пражском международном автосалоне (был и такой) перед глазами изумленной публики предстала Tatra-77 — первый в мире автомобиль с обтекаемым понтонным кузовом аэродинамического типа (а-ля акула) и V-образным 8-цилиндровым двигателем воздушного (!) охлаждения, расположенным за задней осью. В 1938 г. ему на смену пришла модель Т-87 с более мощным 3-литровым двигателем. Удивительно, но факт — практически без изменений модель продержалась на конвейере почти 20 лет. Максимальная скорость машины составляла 160 км/час, что по тем временам было просто фантастикой. Как, впрочем, и остальные детали машины.

Конструкция “Татры-87” заставила обратить на себя внимание многих экспертов. Ганс Ледвинки установил двигатель и коробку скоростей по разные стороны заднего моста. Он облегчил и укоротил двигатель, расположив цилиндры в два ряда, а также оснастил его воздушным охлаждением, осуществляемым при помощи двух вентиляторов. В результате на задние колеса приходилось две трети веса — такая же нагрузка была и у тогдашних автомобилей с классической компоновкой, то есть передним расположением двигателя и задними ведущими колесами.

Низкий кузов, утопленные в нем и закрытые боковыми щитками задние колеса, трехгранное “панорамное” ветровое стекло, плавно переходящие в поверхность дверей передние крылья, короткий пологий капот, под которым разместились багажник, бензобак и запаска, и, конечно же, вертикальное ребро-киль над задней частью кузова — все это резко отличало “Татру-87” от всех современных автомобилей.

Но больше всего пугала прохожих третья фара, расположенная посередине. Она поворачивалась строго согласно повороту руля. А еще у Tatra-87 были передние двери, открывающиеся против хода автомобиля, но ветер не мог их при этом захлопнуть. И помимо этого впервые появился 12-вольтовый прикуриватель, радио и, конечно же, спидометр, проградуированный против часовой стрелки. На вопрос почему, создатель отвечал: “Потому что автомобиль может работать не только на бензине, но и на чистой, как слеза, сливовице”.

Машины были безумно дорогими, ибо собирались вручную — никогда не существовало двух одинаковых автомобилей. До начала 50-х в мире было продано лишь 3056 штук, и именно тогда Tatra получила прозвище “чешского Роллс-Ройса”. Выход из положения с реализацией был найден в 1938 г. — был налажен выпуск Tatra-97 — уменьшенной 87-й, но ее покупать и вовсе отказались (508 экземпляров оказались пределом). После войны Tatra почти загнулась. Национализация коснулась легенды европейского автопрома, и модель Tatraplan, несмотря на экспорт в 17 стран мира (включая СССР), загибалась с каждым последующим годом.

Судьбы 77-й и 87-й моделей оказались прочно связанными с именем И.Сталина. В 1945 г. для него была приобретена Т-87А, а в 1949-м в подарок к 70-летию “отцу народов” был изготовлен кабриолет на базе автомобиля Tatraplan. Дар оказался невостребованным (Сталин продолжал пользоваться американским “Паккардом”), и в 1974 г. он вернулся в заводской музей, где недавно был полностью отреставрирован.

В начале 60-х Европа опять была заражена вирусом “Татры”, на сей раз — 603-й моделью, которая в основном в рамках СЭВ в обмен на “Волги” и “Москвичи” поставлялась для обслуживания спецделегаций Политбюро. СССР остался в те годы единственным для Чехословакии востребованным местом сбыта, и эпоха заднемоторных легковушек с воздушным охлаждением завершилась в 1998 г. — выпуском суперлимузина класса “люкс” Tatra Т-700, который и сегодня мог бы дать фору многим современным европейским люкс-карам (как по комфорту, так и по опциям).

Но... поезд ушел, и оказавшаяся не у дел “Tatra” полностью перешла на выпуск грузовиков, конкурентом в Европе для которых может быть лишь наш российский “КамАЗ”. Легенда “Татры” не умерла, а продолжается в ином измерении. Но это, как вы понимаете, совсем другая история.



Партнеры