Финальныи матч Вивьена Фоэ

“Главное — не бояться. От мяча еще никто не умирал!” Так обычно подбадривают тренеры новичков, видя их детский страх перед выходом на зеленый газон. Но, увы, реальность такова, что смерть может подкараулить везде и кого угодно. Последний раз она забрала — и прямо на поле — футболиста сборной Камеруна. Одного из тех, кого на родине гордо называют Неукротимыми Львами...

До окончания полуфинального матча Кубка конфедераций между сборными Камеруна и Колумбии остается всего восемнадцать минут. Духота. Усталость. Пот. Похоже, привыкшим жить в высокогорье колумбийцам матч дается полегче. Но Неукротимые Львы впереди. Надо только доиграть. Сжав зубы.

Но что это? В центральном круге как подкошенный падает 28-летний полузащитник Марк Вивьен Фоэ. 190-сантиметровый красавец с львиным характером. Потерял сознание? Или обострилась дотоле незаметная травма? Игроки обеих команд окружают футболиста, судьи делают знак медикам. И тут все понимают, что случилось нечто серьезное. Фоэ лежит без движения. И не дышит...

Матч доигрывается, но уже без борьбы. Наверное, каждому, кто находится сейчас на лионском стадионе — и футболистам, и зрителям, — не терпится узнать, что с Фоэ. Но никому и в голову не может прийти самое страшное. Через полчаса представитель ФИФА делает шокирующее заявление: “Мне пришлось взять на себя печальную обязанность. Марк Вивьен Фоэ умер, не приходя в сознание. У него остановилось сердце, и лучшие кардиологи сделали все возможное, чтобы завести его вновь. Увы, это не удалось...” На арене воцаряется тишина.

Футбол — травмоопасный, но вообще-то не смертельный вид спорта. Есть и пострашнее. Разумеется, гибель крепкого темнокожего мужчины на ровном, что называется, месте вызывает много вопросов. Игрок упал на траву без каких-либо видимых причин. В заявлении медицинского представителя ФИФА Альфреда Мюллера говорится, что у врачей было еще 40—45 минут на то, чтобы реанимировать камерунца, для чего он был доставлен в лионский кардиоцентр. Лучшие специалисты не сдавались до конца, работа была остановлена лишь в тот момент, когда приборы констатировали прекращение деятельности мозга. Похоже, что сердце Льва попросту не выдержало высоких нагрузок вследствие наличия какого-то врожденного порока.

В пользу этой версии гласят недавние слова бывшего менеджера камерунцев. Гарри Реднепп сообщил, что еще несколько лет назад при переходе в английский “Вест Хэм Юнайтед” штатное обследование выявило у футболиста гипертрофию одного из желудочков сердца. Говоря по-русски, увеличение. Впрочем, тогда все было списано — дышите глубже! — на особенности организма африканских спортсменов. Если отнестись к этому серьезно, то, получается, темнокожим людям нельзя заниматься спортом вообще?

Пока производилось вскрытие, супруга умершего Мари-Луиз сообщила шокирующие факты. Во время турнира Марк Вивьен страдал дизентерией. “Если Марк был болен перед игрой, его не должны были выпускать на поле!” С ней категорически не согласен доктор сборной Оливье Ассамба. По его словам, Фоэ жаловался на приступы диареи, но за день до полуфинала полностью излечился. А давайте послушаем, что говорит главный тренер команды, немец Винфрид Шефер. “Я как чувствовал, что что-то с ним не так. И за несколько минут до случившегося подумал: он обессилел, надо срочно его менять. И врач согласился, но Марк с поля уходить отказался...”

Уже прошла траурная церемония в Лионе, где по злой иронии судьбы играл и даже стал чемпионом Франции Марк Вивьен Фоэ. Уже произведено вскрытие. Но результаты обнародуют лишь через две недели в Женеве. Почему медлят официальные власти ФИФА?

Врач сборной Франции Жан-Марсель Ферре на днях сказал прямо: “Их загоняли!” И понадеялся, что президент ФИФА Йозеф Блаттер поразмыслит над тем, не слишком ли высокие нагрузки свалились на нынешних профессионалов. В самом деле, средний футболист проводит сейчас за сезон 60—70 матчей. Турнирные сетки разбухают, будто под действием дрожжей, а федерации изобретают все новые и новые турниры. Что поделаешь, вещь денежная...

Другое дело, если смерть футболиста на поле была вызвана содержанием в крови анаболиков. Тогда нас ждет очередной громкий допинг-скандал.

На самом деле мы не исключаем и третьей версии, ни в коей мере не очерняющей этого классного футболиста: если принять во внимание болезнь желудка или кишечника, зафиксированную у Фоэ, он мог прибегнуть к некоторым препаратам, несовместимым с подобного рода нагрузками.

Но есть еще кое-что, от чего леденеет душа. Защитник камерунской сборной Ригобер Сонг, друг футболиста, вспомнил о последних словах Марка в раздевалке в перерыве между таймами. А сказал он вот что: “Ребята, мы должны умереть на поле, но победить...” Слова Камерунского Льва оказались пророческими.

...Финальный матч предлагали не проводить даже соперники камерунцев французы. Но игра памяти, перед которой осиротевшая сборная вышла в майках с 17-м номером Фоэ, все же состоялась. Подавленные Львы уступили, но им рукоплескал весь “Стад де Франс”. В “Манчестер Сити”, за который провел последний сезон камерунец, 23-й номер Фоэ навечно останется за ним. А следующий Кубок Конфедерации — турнир сильнейших команд континентов — будет носить его имя.

На интернет-сайте сборной Камеруна в гостевой книге Марка Вивьена Фоэ с прошлого года — множество записей. Камерунские девушки, как полагается, признаются ему в любви, футбольные фанаты из разных стран просят прислать автограф или просто сочиняют в его честь стихотворные оды... А есть еще одна запись — самая последняя, сделанная глубокой ночью 27 июня: “Марк Вивьен. Мы будем молиться о твоей душе. Лионец”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру