Поцелуй волка

18 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 865

“Волки!” — охнула бабка, и ведро семенной картошки выпало из рук. “Девки, бечь-то куда?!” — заголосила вторая старушка. Лицом к лицу с волком на деревенских огородах оказались четыре бабульки. Серый хищник ловко перемахнул через хилую ограду и вцепился зубами в подол Петровны. “Вы не бойтесь, он ручной совсем, просто поиграть хочет!” — кричала выбежавшая из леса женщина, за ней гуськом из-за деревьев показались... еще три волка.

Съемки фильма “Весьегонская волчица” переполошили небольшую деревню под Угличем. Кроме известных артистов: Льва Дурова, Владимира Гостюхина, Льва Борисова, Олега Фомина и Нины Дробышевой — киношники привезли с собой больше десяти волков и волчат. Точнее, для съемок фильма было закуплено 16 зубастых хищников — такого отечественный кинематограф еще не видел.

“У меня до сих пор от работы с волками осталось ощущение дикого восторга”, — утирает слезы дрессировщица волков Ольга Нечаева. “Оль, ну я же всегда говорил, что лучшие дрессировщики — женщины: они спокойнее, мягче, более последовательны”, — успокаивает ее режиссер картины Николай Соловцов. На экране — “фильм о фильме”: душераздирающие кадры любви, дружбы, гибели человека и волка из новой кинокартины. Поверить в то, что кровавые сцены нападения животных на людей — лишь мастерская работа четвероногих актеров, можно с трудом. Пузик, Лизуха, Стеша и просто Волк — вот они, зубастые звезды с добрыми и какими-то нелепыми кличками.

Мясо на шее

— Главную роль — волчатника Егора — исполняет Олег Фомин, его жену Машу играет Нина Дробышева, и, конечно, основная тяжесть съемок с волками легла на их плечи, — рассказывает Николай Николаевич. — Олег вообще полгода чуть ли не жил с волчатами на зообазе Госкино. Кормил их из бутылочки молоком, играл с ними. Волчат покупали и в Ленинградском зоопарке, и в Смоленске: такое количество животных требовалось для того, чтобы выявить артистические таланты хищников. Ведь шесть из них вообще в руки не даются до сих пор.

Мне с животными работать не привыкать: я когда картину снимал “След медведя” — так у меня дома медвежата жили. А на этих съемках дочка захотела волков посмотреть — зашли мы с ней в вольер, Пузик (он у них пока главный) взял ее руку в пасть, смотрит в глаза, а сам не выпускает. Насилу разжали челюсти. Зато дочка такая потом счастливая ходила — в школе все хвасталась, как ее волк прихватил...

Конечно, работать с волками решится не каждый. Большинство членов съемочной группы вообще старались к волкам близко не подходить. Но отношения с волками актера Олега Фомина впечатляли всех. Особая любовь у него была со Стешей. Волчица, только заслышав его шаги, рвалась к нему изо всех сил и тут же залезала на руки. Лизала ему лицо, шею, подставляла чесать пузо... Самые сложные сюжеты — там, где волк нападает на человека, — снимали именно с ней. Для того чтобы заставить волчицу прыгнуть на человека, Фомину в область шеи со спины прикрепляли кусок мяса, и он им дразнил Стешку. Животное в игре пыталось достать еду, так что никакой агрессии по-настоящему не было.

Но на площадке у Олега был и конкурент — вожак и, по всей видимости, ревнивец Пузик. Если нужно было снять волчий оскал перед камерой, сводили Фомина и Пузика. В один из съемочных дней нервы волка сдали, и он вцепился актеру в мягкое место. Благо на Олеге было надето двое ватных штанов...

— Волчата на самом деле еще не вступили в пору половой зрелости и не отличаются пока особой агрессивностью. Вот лет в пять, когда заматереют, тогда к ним будет не подступиться. У нас даже в титрах написано, что ни одно животное, ни один актер не пострадал. Кровь, конечно, не настоящая — обычная гримерная, — говорит режиссер.

Курица с инфарктом

Для сложнейшей дрессуры волков Ольга Нечаева была выбрана не случайно. За ее плечами — съемки животных в фильмах “Детство Бэмби”, “Хочу в тюрьму”, а сейчас она работает над продолжением сериала по книгам Донцовой “Любительница частного сыска Даша Васильева”. Среди подопечных — олени, волк, лиса, енот, совята, белки, вороны, лебеди, хорьки и, конечно, собаки. У Ольги дома живут четыре роскошные собаки породы голден ретривер.

— Оль, а волки хвостом виляют?

— Виляют хвостом, как собаки, и еще они улыбаются потрясающе. У них не морды — это лица. В период роста волчица и волк не отличаются внешне друг от друга, только немного по окрасу морды.

— Дрессировка хищников основана на пищевых рефлексах?

— Нет, только на ласке и на хитрости. В ситуации стресса волки не едят. Они не собаки, которые за кусок все что угодно сделают. Ели наши волки в основном говядину и курятину, но самым большим лакомством было молоко — иногда мы их баловали. Из рук они очень аккуратно берут — иной раз даже губ их не чувствуешь. Маленькие волчата еще получали и творожок, яйца и витамины.

Был сюжет, когда волки должны делать подкоп в сарай и вытаскивать оттуда курицу. В сарай засадили Леру, второго режиссера, с курицей в руках. Она вовремя не успела отскочить — Пузик выхватил курицу и убежал. Птицу пришлось отнять, правда, он ее не съел и не придушил. Пять дублей делали, и пять раз я отнимала курицу — у той, наверное, инфаркт был. Но волки, воспитанные в неволе, не понимали, что курицу нужно ощипать и съесть...

— Что было самым сложным в съемках с животными?

— Самые простые сцены! Например, Олег Фомин должен был открыть дверь, а там волк сидит, — вот тут мы намучились. Также никак не могли заставить животных выть: даже на губную гармошку они не реагировали.

Еще волки у нас пару раз через дырку в ограждении удирали. В первый раз бабулек напугали, Пузик такой любопытный, очень хотел с ними поиграть. Потом вся деревня хохотала, вспоминая, как волк старушку за платье тянул. Второй раз погулять Пузик, Лизуха и Стешка отправились уже после всех съемок. Подняли на ноги всю местную милицию — наших же волков легко было убить: они ручные, людей не боятся...

Я сутки рыдала, думала, сердце остановится, сколько мы прошли и проехали в их поисках. А они на следующее утро все как один вернулись. Так что пословица: “Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит” — не подтвердилась. Пузик полз ко мне на пузе и, простите, писался от счастья. А режиссер Николай Николаевич все подсмеивался: “Оль, скажи честно, ты специально выпустила?..” Сейчас часть волков живет на зообазе и ждет новых съемок, а часть уехала в зоопарк Смоленска...

Для знаменитого артиста Льва Константиновича Дурова съемки с животными в кино не в новинку — работать в “Весьегонской волчице” согласился без раздумий. “У нас, у Дуровых, бояться зверей как-то не принято”, — говорит актер.

— Много лет назад я снимался в Бахчисарае — снимали на площади, народу полно. И тут с цепи срывается здоровый медведь, встает на задние лапы и движется на людей — все как побегут, началась паника... Я не растерялся и — откуда только силы взялись — как закричу на него: “Ты на кого прешь?! На женщин, на детей, да что ты себе позволяешь?! А ну сидеть!” Медведь, видимо, обалдел от моей наглости, плюхнулся на попу и на меня уставился. Тут дрессировщик подбежал и мишку увел.




Партнеры