Звезда скрипела на зубах

Михаил ШИРВИНДТ: “Меня облаивают совершенно незнакомые люди”

Когда десять лет назад Михаил Ширвиндт начинал делать “Дог-шоу”, главной головной болью его и других создателей программы были четвероногие участники. Где найти достаточное количество обученных собак? Поэтому предполагалось, что шоу с участием дрессированных питомцев будет выходить только раз в два месяца. Вскоре от желающих показать себя и пса во всей красе не стало отбоя, что продолжается и до сих пор. В программе было все, как в хорошей драме: любовь, кровавые разборки, обман. О ярких моментах своей “собачьей” жизни рассказывает сам Михаил Ширвиндт.

Ярмольнику подменили собаку

— Как получается, что собаки похожи на хозяев?

— Отвечу не банально: а черт его знает. То, что в итоге кто-то становится похож на другого, — факт. А кто на кого — зависит от характера. Если у собаки сильнее характер — то хозяин станет на нее похож, если наоборот — то собака. Не думаю, что кто-то выбирает собаку, чтобы она была на него похожа. Видимо, при выборе как-то подспудно это сидит. Мы даже проводили конкурс на самую похожую пару. Конечно, хозяева, что называется, подворовывали: сами наряжались, собак наряжали в определенные костюмы...

— Какие гости вам нравятся?

— Запоминаются больше звездные гости, и я это всегда подчеркиваю, когда говорю с участниками программы. Собаки все нормальные, талантливые или менее талантливые, — вопрос в людях. Если хозяин собаки адекватен, остроумен, легок, непосредственен, то получается хорошее домашнее задание. А когда хозяин с собакой просто отрабатывает номер, с тоской смотрю на это. У него есть 12 трюков, и он их показывает. Вижу, как его раздражают мои реплики. Он работает, а я его отвлекаю... Звездам, конечно, легче. Но не всегда они бывают органичнее своих собак.

— Кто продемонстрировал особые таланты?

— Дважды Леня Ярмольник играл. Первый раз — с ризеншнауцером, давно. Второй раз я его позвал, а он сказал, что у него собаки дикие, дачные, ничего не соображают. И среди них собака породы вест-хайленд-уайт-терьер — маленькая такая болонка, но симпатичная. Я решил, что мы найдем ей замену. У нас была девушка с собакой той же породы. Собака просто уникальная, делает все. Перечислять ее трюки бессмысленно — каждый раз она делает новые. Любимый трюк — “молчи в стакан”. На пол ставится стакан, собака бегает рядом, и когда ей говоришь “молчи в стакан”, она засовывает туда морду.

— И вы пошли на подмену?

— Мы договорились, что Леня выступит с этой собакой. Они порепетировали — слушалась она его идеально. Никогда не видел Леню, так истово выполняющего свою функцию. Он просто растворялся в этой собаке: валялся по полу, цеплял на себя уши — потрясающе соответствовал умной собаке.

Мы договорились, что, когда игра закончится, Леня разоблачит трюк, покажет фото своей собаки и скажет, что выступал дублер, — если он победит. Он выиграл и... промолчал.

Потом Леня рассказывал, что к нему приходят гости и просят показать знаменитый трюк со стаканом. Он же отвечает, что на даче собака ничего не делает. Только в городе.

— Кто еще из звезд проявил смекалку?

— У Саши и Лолиты была собака — милая идиотка, ничего не умела. Лолита была на сцене в розовом платье, Саша вышел и спросил: “Миша, как ты считаешь, собаки различают цвета?” “Насколько знаю, нет”, — ответил я. “А вот Эммануил различает”. Он ставит собаку в центр сцены и командует: “Эммануил, подойди к человеку, который одет в розовое”. Собака, естественно, бежит к Лолите. Вот это то, о чем я говорил. Собака, по сути дела, ничего не делает, но вокруг этого придумывается интересная игра.

Ротвейлеры — для слабаков

— У вас есть на программе запрещенные трюки?

— Стараюсь, чтобы на мне не показывали “фас”.

— Что для собаки может быть допингом?

— Наша программа сама по себе небольшой допинг. Ситуация экстремальная — это же не на кухне трюки показывать.

Все десять лет меня уговаривают сделать программу с кошками. Есть кошки куклачевской породы, которые дома у кого-то что-то делают. Но выведи ее на сцену и заставь просто по кругу пройти… Я вообще к кошкам спокойно отношусь. Представляю программу только так: сидят на диване три дамы, держат кошек с вытаращенными глазами, которые только и думают, как оттуда слинять, и рассказывают о своих замечательных питомцах.

— Собаки — они же звери. Часто дело доходит до драки?

— Бывают собачьи склоки, но редко. Во-первых, у нас работают кинологи. Есть анкеты, которые заполняют участники, где мы всегда просим указать, с какими собаками пес не ладит. Предположим, кто-то не выносит кобелей, кто-то — маленьких собачек.

Бывали незначительные эксцессы. Потом, я — противник всяких бультерьеров, стаффов, питбулей. Хрестоматийный случай: у нас были ротвейлер и девочка-стаффордшир, которые сначала замечательно поладили. И хозяйка сказала, как подгадала: “Вы вот, Миша, говорите, что собаки злобные. А посмотрите, какая любовь”.

— Все закончилось кровью?

— Потом ротвейлер показывал домашнее задание, побегал мимо своей подруги, и она повисла у него на губе. Кинологи расцепить не могут, кричат: “Яйца ему крути, яйца”. Хозяйка отвечает: “Нет яиц! Это же сука”. В этом хаосе я влил в пасть собаке бутылку воды, стоявшую у меня в будке.

— Многие знаменитости приобретают бойцовых собак?

— Сейчас это реже происходит. К тому же таких собак обычно заводят люди, у которых страшные комплексы неполноценности, и они свою внутреннюю убогость пытаются компенсировать за счет животного. Посмотрите, у всех мачо типа Шварценеггера, Сталлоне, Делона — йоркширские терьеры. Им не надо демонстрировать свою крутость. Тем, кому надо, — прямой путь к ротвейлерам.

“Гав-гав”, — приветствуют прохожие

— Часто приходится менять испорченные декорации?

— Нет. Раньше мы снимали в цирковом училище, спокойно просуществовали месяца три, пока вдруг шавочка с руку величиной не подняла ногу на столбик. Казалось бы, ерунда, ваткой протереть. Не тут-то было — она открыла дорогу всем остальным собакам. Пришлось непрерывно менять ковры, начался кошмар...

Сейчас мы снимаем в “Останкино”. Было много противников, говоривших, что собаки все загадят. Неправда — ведь дома собаки не делают этого.

— От собачьих зубов вам доставалось?

— Серьезно — один раз. Собак я не боюсь, к тому же веду себя осторожно. Тут стоял я себе в сторонке, пока показывали домашнее задание. Овчарка пробегала мимо меня и хватанула повыше колена. Адская боль, но брюки целые — решил, что обошлось. После окончания программы посмотрел — а там кровавое месиво. Оказывается, это очень распространенный укус, когда собаки не рвут одежду.

— Нет усталости от программы?

— Конечно, есть усталость — не столько от программы, сколько от себя в программе.

— Наверняка и знакомые замучили “собачьими” вопросами?

— К сожалению. Я ведь делаю много разных программ, с животными никак не связанных. Для меня “Дог-шоу” — вершина айсберга. Но когда приходишь в магазин, чаще всего спрашивают: “А где же ваши собаки?” Живу с ощущением: либо вокруг все сошли с ума, либо ты. Когда с интервалом в две недели ко мне на улице подошли пожилые женщины и, преданно заглянув в глаза, произнесли “гав-гав”, понял, что это край.

— Собаки не страдают от того, что им надо делать какие-то трюки?

— Наоборот. Вы сейчас высказали точку зрения немецкой партии “зеленых”. Идею нашей программы хотело купить германское телевидение, шли уже окончательные переговоры. И вдруг “зеленые” воспротивились, назвав это ущемлением прав собаки. Этого оказалось достаточно, чтобы идея рухнула.

Но это бред. Если собака не несет какой-то функции, то она страдает, хиреет от этого. Почему почти все не слишком обученные собаки приносят тапочки? Ей важно что-то дать хозяину, быть полезной. Собаки любят, когда их тормошат.

Попугай в портвейне

— Ваш лабрадор отличается особыми способностями?

— Я его особенно не дрессировал. Только когда он был щенком. Мы живем недалеко от Патриарших прудов и нашли там человека, который с ним немного занимался. Собаке, по большому счету, надо знать команду “рядом” и “сидеть”. Остальное — для удовольствия хозяина. За угощение мой пес может что-то сделать, а просто так — удавится. Ленивый такой.

— Сын и дочь разделяют вашу любовь к собакам?

— Вялую любовь. Я ведь с подозрением отношусь к фанатичным животнолюбам, у которых по пятнадцать кошек. Когда очеловечивают собаку так, что она сидит на шее у хозяев свесив лапки. Все эти специальные кулинарии для собак, особое мясо — бред.

Я — нормальный в этом смысле человек. Своей собаке не уделяю столько внимания, сколько уделяют другие люди. Валяется ленивой кучей — и прекрасно.

— В детстве дети приносили домой зверюшек?

— Дочь пыталась завести какую-нибудь живность вроде попугая или черепахи.

— Попугая собака съела?..

— На второго попугая она наступила. Мы иногда выпускали его полетать. Собаку, естественно, это потрясало, и она хотела разглядеть его поближе. Когда попугай присел на пол, пес прижал его лапой.

А первый попугай — это трагическая история. Сначала наш семейный ветеринар Вадим приходил к нам, лупил руками по клетке так, что попугая шарахало из угла в угол. “Животные в природе живут в состоянии стресса”, — говорил он. У попугая начались конвульсии. Тогда Вадим определил, что у него какие-то попугайские блохи. И лучший способ избавиться от них — искупать попугая в портвейне. Я купил бутылку, налили его в тарелку, Вадим надел перчатку и с головой окунул попугая в тарелку. Эту липкую гадость мы водрузили обратно в клетку. Вадим ушел, а последствия расхлебывал я. Сначала попугаю было хорошо, он шатался, падал с жердочки колом и никак не реагировал на это. Потом началось страшное похмелье — попугай сидел на полу в клетке, привалившись к стенке. Но оклемался.

Через два дня провели повторную процедуру. Из этого похмелья он не вышел — превратился в алкаша. И Вадим его забрал — наверное, в попугай-ЛТП.

— У вашего отца, Александра Ширвиндта, есть пес?

— Недавно ему подарил вест-хайленд-уайт-терьера, по мотивам поразившей меня собачки. Не очень люблю маленьких собак, но эта смышленая.

— Трубку вы стали курить по примеру отца?

— Года два назад, когда стал выкуривать по три пачки в день, перешел на трубку. Ее куришь реже.

— Пробовали бросить курить?

— Три года вообще не курил. Причем бросил с помощью трубки — ее надо уметь курить, и процесс привыкания длится месяца три. Покупаешь последний блок сигарет, выкуриваешь его и закуриваешь трубку. Думаю, самый заядлый курильщик протянет неделю. Потом месяц или два грызешь пустую трубку — никотин получаешь. Так сходишь на нет.

Беда в том, что, вновь завязывая с сигаретами с помощью трубки, я вдруг научился ее курить…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру