Копилка натуралиста

Павел Любимцев: “Животных мне заменили студенты”

Актер Павел Любимцев с детства зачитывал до дыр книжки о животных. И вот лет шесть назад начал делиться своими зоологическими познаниями с телезрителями в “Путешествиях натуралиста”. Вместе с программой он исколесил десятки зоопарков мира, падал в пруд с лебедями, носил на руках царапающегося аллигатора и спасался от разъяренных слонов. При всем при этом не разлюбил животных.

Давно перестал считать деньги

— Подозреваю, что, как многие из тех, кто связан с поездками по долгу службы, путешествовать не любите.

— Действительно, никогда со страстью не мечтал путешествовать. Знаю людей, которые при весьма скромном достатке тратят все сбережения на поездки, отказывая себе во всем. Когда мы снимали Новую Гвинею, с нами была небольшая туристическая группа. В их числе была женщина, живущая на зарплату российского научного сотрудника. Она не могла себе позволить чашку кофе.

— На что могли бы копить и тратить деньги с подобным самозабвением?

— Даже не знаю. Так получилось, что, работая на телевидении, я зарабатываю прилично. И за последние шесть лет разбаловался…

— Приобрели парочку квартир…

— Нет, никаких квартир я себе не купил. Ни дач, ни машин. А вот дорогие подарки делать люблю.

— Наверное, из поездок приезжаете, груженый сувенирами.

— Только если для кого-то. Себе ничего не привожу, иначе дома дышать было бы невозможно. Вообще пришел к выводу, что все покупки не стоит делать за границей, потому что в Москве в последнее время то же самое. И в некоторых случаях даже дешевле.

— А как насчет гастрономических излишеств в дальних странах?

— Не увлекаюсь ничем особенным. Даже если друзей домой приглашаю, то угощаю тем, что есть в холодильнике. И все довольны.

“Живу с немой Любой”

— В передаче вы то мартышку обнимаете, то с носорогом заигрываете. Есть ли животные, к которым испытываете неприязнь?

— Сложные взаимоотношения у меня разве что с акулами. Как-то их боюсь. А вот крокодилов очень люблю, и их есть за что любить.

— Кто из зверей развлекает вас дома?

— Попугайчик волнистый, Люба. Но она не разговаривает.

— Никогда не заводили обезьянку или иное экзотическое существо?

— Убежден, что экзотические животные, если они содержатся в неволе, должны обитать в зоопарке. Или надо все жилище перестроить для подобных целей. Например, в Австрии имел удовольствие быть в доме, где в качестве домашнего животного содержится большой медведь, но живет в вольере, а не в квартире.

— За что люди так любят животных, что строят для них отдельную жилплощадь?

— Животные естественнее людей. Не совершают бессмысленных жестокостей. Хищник убивает, когда хочет есть. Бывают исключения, но они связаны с взаимодействием животных и человека. Когда волки убивают оленя, то они убивают только одного. А когда нападают на отару овец, то режут иной раз намного больше, чем могут съесть и унести.

— Месть человеку?

— Совсем не так. Просто овцы настолько беззащитны, что они провоцируют жестокость. И любят животные только тогда, когда им надо произвести на свет потомство. Людям же дана странная возможность любить просто так. Весь год.

— Такой подарок! Вам кажется, это плохо?

— Это странно. В человеке вообще очень много странного. Разум человеческий — непонятное излишество. У животного тоже есть разум, но он очень логичный и простой.

Дао Либермана

— Не секрет, что в детстве вы мечтали о карьере биолога. Что сбило с естественнонаучного пути?

— Как ни странно, кружок биологов Московского зоопарка. Он называется КЮБЗ. Пришел я туда рано, в четвертом классе, выдержал экзамен, поскольку много читал о животных, и был принят. Но потом выяснилось, что мой интерес к животным — книжный.

— Чистить клетки оказалось не слишком интересно?

— Как-то не очень меня это привлекало. Не говоря уже о том, чтобы препарировать лягушек. И, пробыв в кружке года два, понял, что это не мое дело.

— После чего подумали-подумали и решили податься в актеры?

— Все началось с того, что в начале 70-х я много ходил в театр и много всего посмотрел.

— Родители, наверное, организовывали сыну досуг?

— Да-да, и папа, и мама.

— Они же музыканты и должны были бы первым делом приковать сына к роялю или к скрипке.

— Они отлично понимали, что жизнь музыкантов довольно тяжела. Пытались, конечно, усадить меня за рояль, но я сильно сопротивлялся. Папа даже сказал: “Если б у тебя были наклонности похуже, из тебя мог бы выйти законченный бандит. Ты всегда делал то, что хотел”.

Мои первые впечатления от театра были необыкновенно яркими. Мы с папой “стреляли” лишние билетики и так попали в театр Вахтангова на “Принцессу Турандот”, на “На всякого мудреца довольно простоты”.

— Вот здесь вас озарило: “Хочу славы”.

— Мне повезло увидеть многих великих артистов, застать хороших режиссеров, которые в то время были, а теперь все развеялось в пыль. Не Чусова, так Серебряников или еще какой-нибудь урод. Странно, казалось бы, эпоха застоя — это время для искусства не очень благоприятное, идеологическое давление и бюрократические придирки… Но театр был.

Несмотря ни на что, когда я решил поступать в театральный вуз, то установка была следующая — если не пройду с первого раза, значит, не судьба.

— Какой запасной аэродром заготовили?

— Собирался в педагогический, на отделение русского и литературы. Удивительно, что и педагогика в моей жизни потом возникла — стал преподавать в родном Щукинском институте. И увлечение животными пригодилось. Несомненно, у каждого своя судьба, в ней надо только разбираться. И я всегда хотел разбираться в своей судьбе. Чтобы взглянуть на эту тему еще с одной стороны, скажу о начале моей профессиональной жизни. Когда заканчивал училище, то понимал, что устроиться будет трудно...

— Вы же — ходовой комический типаж. Разве нет?

— Все подобные роли — возрастные. Это сейчас, когда мне 48, возможных ролей довольно много. А молодой, смешной, толстый, с не вполне русской внешностью (Любимцев — псевдоним нашего собеседника, его настоящая фамилия — Либерман. — Авт.) — кому я такой нужен? Понимал, что Театр сатиры мне “не светит”. Задумался о Ленинградском театре комедии, и именно туда я попал. Странное стечение обстоятельств? И у меня таких “сближений” в жизни много.

Снова невыездной

— Куда поедете натуралистом в ближайшее время?

— Поездки прекратились еще в 2004 году.

— И что же мы сейчас смотрим на “Культуре”?

— Последние “Путешествия” — это тот материал, который был снят полтора года назад и не попал в эфир. Из него сделали программы по новым сценариям. У нас осталось довольно много непоказанного. Ведь программу остановили на полном ходу, без объяснения причин. Но не знаю, сможем ли мы дальше ездить. У меня нет времени и мало сил.

— Что отнимает у вас время и силы?

— Так получилось, что, перестав ездить, занялся многими другими делами. В последнее время заведую кафедрой актерского мастерства в Щукинском институте. Начал опять играть в театре.

— Наверняка в актеры шли со списком заветных ролей?

— Мечтал и мечтаю до сих пор о роли мистера Пиквика. Многим бы пожертвовал, чтобы сыграть ее. Надеюсь, что еще доведется.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру