Танцы на бумаге

В ЮАО прошел конкурс детских рисунков имени Нади Рушевой

27 марта 2006 в 00:00, просмотров: 1031

18 марта в Южном округе на базе Центра образования №504 “Полюс” прошел городской тур конкурса детских рисунков имени Нади Рушевой. Тема конкурса — “Наследие России”. В городском туре приняли участие 240 победителей окружного тура — учащиеся школ Южного округа с 1-го по 11-й классы. Участники работали в течение трех часов. Домашние эскизы и заготовки не рассматривались. Авторы сами выбирали жанр живописи, материалы для рисунка и технику исполнения.


Самый загадочный вундеркинд за последние полвека — художница Надя Рушева — млела от “Битлз” и гордо носила на груди комсомольский значок. Девчонка из 60-х. Непонятная для нас сегодняшних, проскочивших Пушкина, недочитавших “Войну и мир”, но обязательно имеющих в домашней библиотеке томик Булгакова.

В 67-м достать “Мастера и Маргариту” можно было только у знакомых, которым посчастливилось выписывать журнал “Москва” (там впервые опубликовали роман). Отец Нади, театральный художник Николай Рушев, не рискнул показать философский роман 15-летней дочери, опасаясь, что она не поймет. Журнал дали Наде друзья. Книга ее поразила. Иллюстрации к “Мастеру и Маргарите” — последнее, что она успела нарисовать.

...На автопортретах — бледное личико и всегда грустные черные глаза — наследство от мамы-тувинки. Хрупкая, болезненная барышня, похожая сразу на двух своих излюбленных героинь, двух Наташ — Гончарову и Ростову. Самая подходящая внешность для “девочки, которая предчувствовала свою смерть”. Так о ней писали потом. На самом деле ни она, ни родители не догадывались о страшной болезни. Это сегодня аневризму сосудов головного мозга диагностируют на ранних стадиях, а тогда... Мартовским утром Надя, как обычно, собиралась в школу.

— Я ей приготовила на завтрак антрекот с яичницей, сказала, чтоб одевалась потеплее, и убежала на работу. Больше я живой Надюшу не видела... — вспоминает мама.

Надя наклонилась, чтобы завязать шнурки на ботинках, и потеряла сознание. Инсульт. Испуганный отец повез ее в больницу, врачи пять часов боролись за жизнь 17-летней пациентки...

Первое время Рушевы каждый день ходили на могилу дочери. А потом раздался звонок: оказывается, вдова Булгакова уже два месяца разыскивает их Надюшу, чтобы предложить девочке иллюстрировать роман. “И вот какое счастье, разузнала ваш телефон. Что, Надя умерла?!”

“В серенькую бесснежную субботу мы, ее безутешные родители, отправились в гости к Маргарите”, — напишет потом Николай Рушев в своих воспоминаниях о дочери. 400 страниц отцовской любви до сих пор пылятся в столе: не находится издатель. Он работал над этой книгой всю оставшуюся жизнь, и как только рукопись была перепечатана набело — умер.

Надина мама Наталья Дойдаловна так и живет в тихой, постепенно ветшающей квартирке среди портретов дочери и мужа. Окруженная рисунками и афишами выставок. На столичной сцене первой национальной балерине Тувы блистать не пришлось. В семье Рушевых появилась новая звезда. Она и правда стала звездой. Много лет спустя астроном Крымской обсерватории открыла малюсенькую планету и назвала ее Надиным именем.

Наталья Дойдаловна пальцем повторяет очертания Надиных балерин:

— Надо же, у всех ноги правильно поставлены — откуда что взялось?.. Мы же никогда ее не заставляли — все сама. Просила ее: “Нарисуй мне картинку к Женскому дню”. Раз попросила, второй... И ничего! Она никогда не спорила. Просто не рисовала то, что не хотела. Но в остальном послушная была очень.

Над загадкой таланта Нади бьются до сих пор. Астрологи рассчитали время рождения девочки — и вывели, что Надя Рушева обладала способностью к ясновидению наравне с Нострадамусом и Вангой. Искусствоведы уверяют, что творить Наде помогало “продуктивное воображение” — точно таким обладали Булгаков и братья Стругацкие.

Мама Нади с интересом читает все статьи о дочери, разглядывая строчки через лупу: зрение совсем плохое стало. И не перестает удивляться: вот, оказывается, она какая, ее Надюша. Дочка рано начала рисовать — и отец сразу разглядел, что рисунки его Нади не похожи на обычные детские картинки: все нарисованные персонажи двигались, кружились в танце... А чуть позже у Нади проявился удивительный дар: девочка точно схватывала характеры книжных героев.

— Она никогда ничего в рисунке не поправляла. Я иногда подойду к ней тихонько и смотрю из-за плеча, как она рисует. Быстро-быстро. А если ей казалось, что не получилось, она комкала и за стол бросала, — рассказывает Наталья Дойдаловна.

Коллеги Николая Рушева отправили рисунки маленькой Нади в журнал “Юность”. В редакции устроили выставку работ пятиклассницы. И вскоре в гости к Рушевым пришли писатели Борис Полевой и Лев Кассиль, потом о девочке вышло несколько статей. С этого и началась Надина популярность. Люди отстаивали длиннющие очереди, чтобы попасть на ее выставки.

— А сейчас все больше пенсионеры и школьники с экскурсией... — вздыхает Наталья Дойдаловна.

...Надя собиралась поступать в ГИТИС и учиться на мультипликатора. Отец привел ее в деканат вуза, преподаватели одобрительно кивали, разглядывая рисунки, и решили освободить Надю от экзаменов по спецпредметам.

Все складывалось как нельзя лучше. Надю пригласили в Ленинград — на съемки фильма о Пушкине. Ценой поездки стал подхваченный в насквозь продуваемом городе гонконгский грипп. А наградой — удивительные кадры: задумчивая девушка прутиком выводит на снегу профиль Пушкина. Съемочная группа в восхищении замирает: фильм удался...

Надю постоянно приглашали участвовать в выставках. Публиковали рисунки. Но денег не платили. Не те были времена. Только раз за серию рисунков Наде выдали гонорар. Но, учитывая юный возраст художницы, 50 процентов скостили. На полученную сумму Рушевы купили Наде пальтишко из искусственного меха.

* * *

Принято считать, что Надю признали сразу и безоговорочно. А между тем толстоведы разнесли ее рисунки в пух и прах. Особое негодование вызвали Пьер с Наташей. Пухлый смешной человечек и рядом тоненькая девочка — такая нелепая пара, причем нарисованная со спины. Рисунок показался литературоведам карикатурой. “Рушева в силу юного возраста не смогла уловить величия героев”, — горячились критики. Желчного и какого-то злого Андрея Болконского знатоки эпопеи и вовсе сочли “плевком”.

“Может быть, лет через 20—30, когда Надя вырастет, вырастет и ее талант, тогда она сможет передать истинные характеры персонажей”, — вещали именитые художники.

Прошло больше тридцати лет. В тех рисунках не исправлен ни единый штрих. И у кого поднимется рука? Гениальность — непоправима.




Партнеры