Муса Бажаев: «У нас всегда особо дорожили честью и словом»

С президентом ОАО «Группа Альянс» беседует Вячеслав Николаев


Вячеслав Николаев. Муса Юсупович, по итогам минувшего года вы стали лауреатом премии «Деловые люди-2005» в номинации «Деловая репутация». Что значит для вас понятие «репутация»?

Муса Бажаев. Для меня это понятие принципиальное, причем не по форме, а по сути. Если человек дорожит своим именем, если он хочет, чтобы его уважали, чтобы ему доверяли, он просто обязан иметь безупречную репутацию и при любых обстоятельствах держать слово. Это главная мужская составляющая, которая, на мой взгляд, определяет личность.

Вы это говорите с позиции обычного гражданина или с высоты поста президента преуспевающей компании?

Здесь нет водораздела. Я в равной степени дорожу собственной репутацией и репутацией компании, которую возглавляю. У нас, в семье Бажаевых, всегда особо дорожили честью и словом, которое дано. Для нас это исключительно важно и в повседневной жизни, и в бизнесе. Поэтому я горжусь, что никто не сможет упрекнуть «Группу Альянс» в том, что она не выполняет договоренности или подводит партнеров.

«Группа Альянс» – крупный многопрофильный холдинг. Какое из направлений деятельности компании является для вас самым важным?

Стержень «Группы» – нефтяная компания «Альянс». За последние годы она превратилась в заметного игрока на топливном рынке, динамично развивается. В состав компании входят Хабаровский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтепродуктообеспечения, нефтепорты, сети АЗС, причем в трех странах – России, Украине, Киргизии. У компании появились и свои нефтедобывающие активы. То есть НК «Альянс» стала полноценной вертикально интегрированной компанией.

Что представляют собой нефтедобывающие активы?

В Татарстане мы разрабатываем Елгинское и Степноозерское месторождения. Сейчас добыча составляет порядка 360 тысяч тонн нефти в год, планируем ее довести до 700 тысяч тонн. Кроме того, НК «Альянс» является оператором разработки Бегайдарского блока в Атырауской области Казахстана. Там ведется сейсморазведка и поисково-разведочное бурение.

Сейчас, пожалуй, одна из самых злободневных тем – цены на бензин. Чтобы хоть как-то обуздать их рост, правительство ведет среди нефтяников своеобразную агитработу, взывает к сознательности, ответственности и так далее. У «Альянса» такая агитработа отклик находит?

Наша компания и без того цены не завышает. Причем особо замечу, что никогда этим не занималась. Тем не менее даже начинающий экономист – студент-первокурсник – вам скажет, что невозможно удержать цены на бензин или дизельное топливо, если будут расти цены на нефть. Ничего хорошего из этого не выйдет: или придется останавливать заводы, как это было в прошлом году на Украине, когда там попытались административным путем подправить ценообразование, или повышать стоимость нефтепродуктов. Секрет ценовой стабильности прост: разумный баланс между стоимостью нефти и нефтепродуктов.

СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Но проблема, видимо, еще и в том, что наши нефтеперерабатывающие заводы изрядно одряхлели, отсюда очень низкая глубина переработки, довольно скромный процент выхода светлых нефтепродуктов. Это не может не влиять на цены…

Совершенно верно. Например, наш Хабаровский НПЗ построен в 30-е годы прошлого века, его реконструкция, что называется, назрела и перезрела. Чем глубже переработка нефти, тем лучше экономика бизнеса, тем ниже цены на бензин, тем больше налоговые поступления в региональные бюджеты. В этой проблеме есть и другой важный момент. Продавая за границу, скажем, мазут с высоким содержанием светлых нефтепродуктов, мы тем самым стимулируем экономический рост других стран.

Получается, что наше правительство заинтересовано в модернизации нефтеперерабатывающих заводов не меньше, чем их собственники. В таком случае, может, и государству стоит каким-то образом поучаствовать в этом процессе?

Действительно, реконструкция – удовольствие не из дешевых: проект модернизации Хабаровского НПЗ оценивается более чем в полмиллиарда долларов. Поэтому, на мой взгляд, компаниям, которые берутся за это, можно было бы предоставлять определенные льготы. Например, в виде отмены таможенных пошлин на ввозимое оборудование. Или предоставлять им налоговые каникулы. Думаю, оптимальная модель такого сотрудничества будет найдена, тем более что правительство сейчас обратило серьезное внимание на нефтеперерабатывающий сектор.

На какой стадии находится проект модернизации Хабаровского НПЗ?

Мы два года вели переговоры с корпорацией «Самсунг». Вначале она оценила реконструкцию в 450 миллионов долларов, но в дальнейшем цена возросла до 540 миллионов. Мы посчитали, что эта цифра завышена. Поэтому летом объявим повторный международный тендер на модернизацию предприятия. К 2010 году хотим получить реконструированный завод.

Одно из последних крупных приобретений «Группы Альянс» – Хабаровский аэропорт. Что вы собираетесь с ним делать?

Дело в том, что Хабаровский НПЗ соединен с аэропортом нефтепродуктопроводом. Топливо туда поставлял посредник. Вот мы и приобрели аэропорт, чтобы поставлять топливо напрямую потребителю. Это, естественно, повысило надежность и эффективность поставок. Что касается аэропорта, то мы хотим сделать его одним из лучших на Дальнем Востоке. К тому же Хабаровский аэропорт войдет в число тех 7–8 хабов, которые будут созданы в России. Это накладывает на нас особую ответственность, и, уж поверьте, мы постараемся сделать все для того, чтобы Хабаровский хаб был одним из лучших в стране.

Практически параллельно с модернизацией Хабаровского НПЗ «Группа Альянс» планировала реконструировать Херсонский НПЗ на Украине. Работы уже начались?

В июне будет завершена разработка базового проекта, над ним американская компания АВВ работает уже больше года. Модернизацию, которая оценивается в 500 миллионов долларов, начнем в 2007 году, а завершим в 2011 году. После реконструкции глубина переработки нефти увеличится примерно в 2 раза – до 92 процентов.

Периодические напряжения, которые возникают на политическом уровне между нашими государствами, как-то отражаются на вашем бизнесе в этих странах? Например, как у вас складываются отношения с украинскими властями?

У нас нормальный диалог. В связи с реконструкцией завода в Херсоне украинское правительство рассматривает возможность освобождения компании от налогов. Мы ведь не участвуем в политике, а занимаемся реальным делом, от успеха которого зависит не только благополучие «Группы», но и социальное положение в регионе, где мы присутствуем, наполняемость бюджета, и даже, если хотите, темпы посевной.

Конечно, чего скрывать, любые межгосударственные напряжения не улучшают общего экономического климата. А порой и просто создают дополнительные проблемы. Но наша задача как раз в том и состоит, чтобы, налаживая надежный диалог в бизнесе, активно содействовать снижению любой другой напряженности.

Судя по всему, вам это неплохо удается. Обращает на себя внимание то, что «Группа Альянс» достаточно легко и без видимых проблем выходит на новые рынки, быстро находит общий язык с властями, будь то российские регионы или другие государства. Как вам это удается?

Никаких особых рецептов нет. Просто везде, где работает компания, мы придерживаемся принципов прозрачности, честности. Везде дорожим репутацией. И это, вероятно, находит свой отклик. Возьмем, например, Киргизию. В прошлом году мы заплатили там налогов на 1,1 миллиарда сомов. Впервые в истории современной Киргизии компания со 100-процентным частным капиталом заплатила такую сумму. Мы уверены: чем лучше с нашей помощью будет жизнь в регионах и странах, тем активнее будет развиваться наш бизнес.

НАДО И ЗАРАБАТЫВАТЬ, И ОТДАВАТЬ

«Группа Альянс» едва ли не с первых дней существования была известна своей активностью на ниве благотворительности, особенно в регионах. Этот подход сохранился?

Мы не свернули ни одну благотворительную программу. Наоборот, с каждым годом увеличиваем затраты на эти цели. И счет уже идет на миллионы…

В бизнес-сообществе распространены два подхода к благотворительности. Первый заключается в том, что главная задача бизнеса – платить налоги, а государство пусть тратит эти деньги куда хочет. Второй подход – прямое участие в благотворительных программах, конкретная помощь нуждающимся. Вы на что ориентируетесь?

Надо и зарабатывать, и отдавать. Надо платить налоги, но надо и помогать. Поддерживать проблемные направления – это, я бы сказал, наш долг. Государство – во всяком случае, пока – не может закрыть все узкие места. К тому же государство идет навстречу бизнесу, снижает налоговое бремя. Значит, мы тоже должны подставлять плечо там, где в этом есть необходимость. Для «Группы Альянс» с первых дней существования это действительно было само собой разумеющимся.

На недавней встрече с бизнесменами президент России призвал их принимать прямое участие, как он выразился, в образовательном процессе. Ваша компания участвует в каких-либо проектах в сфере образования?

Глава государства абсолютно прав, ставя так вопрос. Сфера образования важна для всех. За счет этого можно придать мощный импульс развитию страны по всем направлениям. Что касается «Группы Альянс», то она построила несколько школ, помогает школам-интернатам в различных регионах России, оказывает многолетнюю поддержку театральному училищу имени Щукина. Кроме того, Фонд Зии Бажаева, учредителем которого является наша компания, разработал четырехлетнюю программу выпуска детских учебников, учредил специальные именные студенческие стипендии. Одним словом, «Группа Альянс» никогда не жалела средств на образование и просвещение, полагая, что это лучшие инвестиции и в наше будущее, и в будущее России.

Насколько активно участвует компания в благотворительных проектах в Чечне?

Я чеченец. Всегда этим гордился и никогда не забывал, что вне зависимости от того, где я живу и чем занимаюсь, я должен помогать своему народу. И прежде всего – детям. Поэтому мы помогали всегда, не дожидаясь призывов. Вывозили с помощью МЧС детей на реабилитацию и отдых, оплачивали лечение маленьких инвалидов, ремонтировали школы, оснащали компьютерные классы, создавали центры детского творчества. Просто не афишируем эту деятельность. Не только в Чечне, но и повсюду, где помогаем людям. Ведь делаем мы это по зову сердца, искренне, а не имиджа ради.

Не кажется ли вам, что государство все же перекладывает на бизнес решение задач, которыми оно само должно заниматься?

Меня никто не заставляет заниматься благотворительностью. Раньше – в начале 90-х – могли приказать перечислить куда-то деньги. Сейчас этого нет, правительство ведет себя по отношению к бизнесу достаточно конструктивно.

В чем сегодня больше всего нуждается бизнес?

Очень важно, что начиная с 2000 года установились правила игры, одинаковые для всех. Это исключительно позитивно и для развития бизнеса, и для экономики страны. Так вот, я уверен, что сегодня любой серьезный бизнесмен вам скажет: важно, чтобы эти правила не менялись.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру