Море зовет

Совсем недавно одна состоятельная российская семья заказала на Новозеландской верфи сразу пять яхт. Даже привычные к проявлениям людского богатства владельцы верфи были слегка удивлены. Хотя чему здесь удивляться – за последние несколько лет благодаря покупателям из России объем рынка яхт класса люкс вырос в три раза.

Президент Федерации военно-морских и прикладных многоборий Scorpion-NAVY Дмитрий Кондрашин рассказывает Наталье Зиганшиной о том, какие яхты лучше покупать и где на них нужно ходить

Наталья Зиганшина. Какова в настоящее время ориентировочная стоимость яхт?

Дмитрий Кондрашин. Цена колеблется в зависимости от производителей и качества от полутора до пятидесяти миллионов евро. Если яхта более 50 метров, каждый последующий метр ватерлинии добавляет 1 миллион евро к ее стоимости. Кроме того, цена может колебаться в зависимости от объема судна, его отделки и внутренней начинки.

Заказчики иногда хотят воплотить в корабле свои самые смелые фантазии. Хорошая яхта – это ценные породы дерева, устойчивого к влаге, драгоценные и полудрагоценные камни в отделке, бассейн, джакузи, гаражи для машин и вертолетов. Словом, полноценный дом, только на плаву.

Материалом для самой яхты может быть все что угодно. Например, одна из яхт Абрамовича сделана из бывшего военного корабля, у нее две вертолетные площадки, которые могут опускаться вместе с вертолетом, и на их место выезжает новая площадка. Это очень удобно, когда прилетают гости: не нужно переставлять вертолет в другое место. А корпус знаменитой яхты Cosmic Muffin сделан из самолета Boeing B-307, который в свое время принадлежал Говарду Хьюзу.

Правда ли, что в последнее время россияне стремятся пересесть на более дорогие и пафосные яхты?

Действительно, наблюдается такая тенденция. Люди хотят поменять относительно недорогие плавсредства стоимостью от 5 до 11 миллионов евро на более внушительные модели от 20 миллионов евро и выше. Хотя в основной своей массе российские покупатели еще не совсем понимают, что нужно выбирать.

До последнего времени большей популярностью пользовались яхты моторные, но сейчас тенденция начинает меняться в сторону парусных. Это связано с тем, что люди стали перебираться к более крупным водным пространствам. И к тому же парус – вне времени. Это яхта, которая будет передаваться из поколения в поколение, фамильная ценность. Еще один существенный плюс – экономия топлива, ведь ветер – бесплатный двигатель.

Есть, конечно, у парусных судов и свои нюансы: парусная яхта всегда кренится, на ней есть балласт – для устойчивости, поэтому нет возможности подходить к берегу на мелководье. Но на любом таком судне есть катера-докатки. Например, в Монако или в Италии многие яхты специально не заходят в порт, а стоят на рейде, потому что издалека открывается очень красивый вид. Люди добираются до берега на катерах-докатках, где их уже ждет лимузин.

Есть ли разница в скорости перемещения между моторной и парусной яхтой?

Разницы нет никакой, что та, что другая идут 10–15 узлов в час – самый экономный крейсерский режим. (Один узел равен 1,852 км/ч. – Н.З.) Другое дело, что на моторе можно ускориться и идти 30–40 узлов, но это будет такой расход топлива, что одного бака хватит совсем ненадолго.

А заправка полного бака 100-метрового судна стоит 100 тысяч евро.

Где россияне хранят свои яхты и сколько стоит обслуживание?

Сейчас многие переносят свои яхты из Подмосковья в Питер, Сочи, Калининград – в крупные порты, имеющие выход в океан. Многие пошли дальше – в Турцию, Италию, Францию. Но самые умеренные цены на парковку, конечно, в Болгарии, на Балканах и в Греции.

Гостевая парковка – в среднем 2 евро за метр. Допустим, 20 метров – это 40 евро в сутки. Если договариваться на долгий срок, то цены совсем другие: в месяц от 500 до 2000 долларов в зависимости от яхты. Еще за яхтой нужно ухаживать – чистить днище, красить, а это стоит дополнительных денег. Вообще содержание яхты в год обходится примерно в 10 процентов от ее стоимости.

В основном заказчики дорогих яхт хотят совместить ходовые качества, большой размер и комфорт. Это реально?

Есть мега-яхта, называется «Афина», ее построил грек-миллиардер. Это самая большая частная парусная яхта в мире, в ней наилучшим образом совмещены все качества, о которых говорилось выше. Судно было построено на голландской верфи, его длина 90 метров. Трехмачтовый фрегат с полной автоматикой. Полная автоматика – когда человек ставит яхту на автопилот, ложится спать или спокойно занимается своими делами, а она в зависимости от направления курса и ветра сама поднимает и опускает паруса, меняет курс. Это очень удобно.

Можно ли на яхте жить постоянно?

Многие владельцы яхт вообще по суше не ходят. У них есть квартиры, замки, дома, но они живут на яхте, потому что это очень удобно. Вся мировая элита, весь бизнес, как правило, сконцентрированы в крупных портовых городах. В основном летом вся тусовка находится в Средиземном море, зимой все перебираются на Карибы.

Есть такое явление – странники. Это люди, у которых яхты от пятидесяти метров до ста. Они круглый год в движении и по суше ходят крайне редко. На яхте есть все условия для полноценной работы: Интернет, все средства связи, можно следить за акциями, за индексами. В море такая же жизнь, как и на суше. Там есть все – топливо, пища, питьевая вода, сервис.

ПЯТЬ САМЫХ БОЛЬШИХ ЯХТ

Golden Star

Длина 160 м

Владелец неизвестен, но неофициальные источники говорят, что это Роман Абрамович

Prince Abdul Aziz

Длина 147 м

Владелец – король Саудовской Аравии Фауду

Al Salalah

Длина 140 м

Владелец – принц Саудовской Аравии Абдул Азиз

Rising sun

Длина 138 м

Владелец – президент корпорации Oracle, которому принадлежит 4-е по размеру состояние в Америке, Лари Эллисон

Octopus

Длина 126 м

Владелец – компьютерный магнат, совладелец Microsoft Пол Аллен


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру