Карлсон, который живет у лунки

Третий раз подряд принципиальный командный турнир по гольфу “Райдер Кап” выиграли европейцы

Так уж получилось, что в одно воскресенье американцы потерпели сразу два разгромных поражения. Сначала от сборной России — в командном теннисном чемпионате — Кубке Дэвиса. А потом от сборной Европы по гольфу в легендарном Кубке Райдера. Причем для команды США это был уже третий проигрыш подряд — хотя проводится Ryder Cup только раз в 2 года, да еще в 2001 году из-за трагедии 11 сентября его отменили, перенесли еще на год...

Фанатские побоища

История у этого турнира интересная. В 1925 году, накануне старейшего турнира Большого шлема Бритиш Оупен, британские гольфисты поспорили с американскими — кто сильней. А поскольку перед стартом было время, кому-то пришла в голову азартная мысль устроить матчевую встречу. Кому именно — история умалчивает, и на эту тему много споров. Однако учредил специальный кубок и оплатил все расходы по претворению идеи в жизнь некий предприниматель Сэмюэль Райдер, успешно торговавший семенами.

Но тогда это было противостояние именно между британскими и американскими гольфистами, поскольку самого понятия “европейский гольф” на тот момент не существовало. Кроме британцев и американцев никто и понятия не имел о великой игре... Между тем турнир стал традиционным, правда, мало кого интересовал, поскольку вплоть до 1985 года сборная США с такой легкостью одерживала верх (за исключением 1957 года, который тем не менее особой роли в истории не сыграл), что у британцев совершенно пропала мотивация к участию в нем. Тем более что официальных гонораров никому из игроков там принципиально не платили — как и в Кубке Дэвиса.

Но неожиданно всеобщее гольф-мировоззрение перевернулось. На тот момент европейская гольф-география заметно расширилась, и в 1985 году это была уже отнюдь не сборная Британии, а сборная Европы, которая наконец-то одолела команду США.

Зато Кубок Райдера 1991 года вошел в историю как “война на островах”, потому что американцы — хотя они и выиграли — вели себя как оголтелые футбольные фанаты, и страсти едва не привели к фатальному побоищу. С этого момента Кубок Райдера из обычного турнира превратился в принципиальное противостояние двух континентов.

Надо ли говорить, как ценны победы в таком чемпионате и как приятно, что уже третий раз подряд мы побеждаем, хотя американцы фактически живут на гольф-полях, которые у них на каждом метре. И нечестно это объяснять случайностью или везением, потому что в прошлый раз мы победили с таким же разгромным счетом — 18,5 очка против 9,5, — хотя играли на территории Америки. В этот же раз дело было в Ирландии. В сказочной стране, которая зажигает кровь чистым виски, охлаждает густым пивом и заряжает мозги мастерским гольфом.

Трагический стимул

Командные турниры — это прежде всего битва капитанов. Как в теннисе, так и в гольфе. И так же, как Шамиль Тарпищев оказался дальновидней Патрика Макинроя, так и Ян Вуснам стратегически переиграл Тома Лемана.

— Сила Вуси в его игроках, — сказал о капитане своей команды легендарный шотландский гольфист Колин Монтгомери. Мрачный человек с искрометным чувством юмора, который семь раз участвовал в Кубках Райдера, а пару лет назад развелся с женой и оставил ей 15 миллионов долларов — ровно половину своего состояния.

Дальновидность Вуснама заключалась прежде всего в том, что он отдал обе “вайлд кард” (право на участие для игроков, не прошедших по рейтингу, а это априори десятка лучших европейцев и американцев) тем, кому нужно: Ли Вествуду, который принес команде 4 очка (как и близкий друг знаменитой теннисистки Мартины Хингис Серхио Гарсия), хотя многие были уверены, что его лучшие годы давно прошли. И Кларку Даррену, который в итоге принес команде 3 очка, — столько же принес американцам Тайгер Вудз!

С Дарреном вообще драматичная история. Последние полтора года он вообще не мог думать о гольфе из-за тяжелой болезни жены, а месяц назад она умерла от рака... И Вуснам словно почувствовал, что вся команда будет в этом горе поддерживать Кларка, и сам он ради памяти жены сделает все возможное и невозможное для победы своей команды и в благодарность за доверие.

Фантастика на грине

Правила в Кубке Райдера крайне просты и азартны. Играется турнир три дня. Сначала идут парные матчи — когда на поле выходит 8 команд (по четыре с каждой стороны). И первый день играют в формате, когда учитываются только лучшие удары в каждой команде, а потом — когда учитываются лучшие удары каждого игрока. Затем суммируются очки на каждой лунке. За победу — одно очко, за ничью — пол-очка, за поражение — ноль. А в послeдний день играют все 12 игроков из каждой сборной — выходят на старт один на один с кем-то из соперников.

— Тайгер на Кубке Райдера выступил не слишком удачно, хотя в этом году снова творит чудеса — выиграл чуть ли не 5 турниров подряд? — интересуюсь у известного знатока гольфа Алексея Николова.

— Думаю, если бы не смерть отца в мае, незадолго до US Open-2006, после которой Вудз не играл несколько месяцев, его результаты могли бы быть намного выше.

— А 3 очка на Райдер Кап для него не маловато?

— По крайней мере больше, чем у остальных. Фил Микелсон вообще принес полтора! Однако Тайгер просто места себе не находил: “Ну это просто невозможно — эти европейцы попадают все, ну абсолютно все патты! (короткие удары на грине, непосредственно у лунки. — Е.Ш.). Ну просто фантастика какая-то!”

— Получается, сейчас американский тур слабее европейского?

— Ни в коем случае. Это американцы в американском туре (PGA) слабее европейцев. По сути, там и нет никого, кроме Тайгера. Ведь самые известные участники PGA — фиджиец Виджей Сингх, австралиец Адам Скотт, южноафриканцы Эрни Элс, Ретиф Гусен, Тревор Иммельман... Кстати, вы знаете о том, что с недавнего времени проводится такое соревнование, как Prezident Cup: сборная США против неевропейского мира — объединенной сборной гольфистов Азии, Австралии, Африки? Правда, этот турнир пока не пользуется особой популярностью.

— А чем такой подъем европейцев объяснить?

— Закономерностью. Тем, что появилось отношение к гольфу как к серьезному виду спорта. В Швеции, к примеру, он очень серьезно развивается на базе спортивного института Бусона. Кстати, один из очень сильных игроков сборной Европы Роберт Карлсон — яркий представитель этой школы.

А мы-то как хорошо другого шведа знаем — легендарного хоккеиста Свена Тумбу Юхансона, который у нас в Москве когда-то основал первый и ныне процветающий городской гольф-клуб...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру