После смерти Есенина

10 января 2007 в 21:08, просмотров: 1914
81 год со дня трагической гибели Сергея Есенина традиционно был отмечен чтением стихов и возложением цветов к его могиле на Ваганьковском кладбище в декабре прошлого года. Конечно, поклонники поэта нынче не так воинственны и неистовы как раньше. Но они есть. А перед самой годовщиной гибели МК опубликовал заметку об исторической находке, имеющей косвенное отношение к гибели Есенина. Ее полную версию я и представляю вашему вниманию. Сразу после гибели поэта, как это часто и бывает, пошла волна поэтических «слов прощания», которые даже выливались в словесные баталии между великими людьми того времени.

Совсем недавно коллекционер и хозяин антикварного салона Александр Хочинский нашел в архивах уникальный документ той эпохи, который произвел маленькую сенсацию среди специалистов. Была даже назначена экспертиза в российском государственном архиве литературы и искусства, которая подтвердила подлинность находки.

О чем же идет речь? Всем известно стихотворение Владимира Маяковского  «Разговор с Сергеем Есениным». Так есть такие строки:Вам и памятник еще не слит, — где он, бронзы звон или гранита грань? — а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь. Ваше имя в платочки рассоплено, ваше слово слюнявит Собинов, и выводит под берёзкой дохлой — "Ни слова, о дру-уг мой, ни вздо-о-о-о-ха". Эх, поговорить бы иначе с этим самым с Леонидом Лоэнгринычем! Встать бы здесь гремящим скандалистом:     Не позволю мямлить стих и мять! Оглушить бы их трехпалым свистом в бабушку и в бога душу мать!Откуда такая ненависть к великому оперному тенору Леониду Собинову? Долгое время считалось, что причиной стало исполнение Собиновым оперной арии Лоэнгрина на похоронах Есенина. Тогда к похоронам отношение было как к настоящему горю, петь было не принято. И им присутствующим показалось это неуместным.Маяковский вообще называл отношение Собинова к поэзии Есенина нытьём, «распусканием нюнь». Отчество «Лоэнгриныч», придуманное поэтом, связано с ролью певца в опере «Лоэнгрин» Верди. Это была, пожалуй, самая известная его работа в театре.Позднее Маяковский еще сильнее пригвоздил Собинова, а заодно и Есенина: «Есенин - безусловно талантливый поэт, но он часто писал не то, что нам надо, и этим приносил не пользу, а вред... Вскоре после смерти Есенина в помещении Художественного театра состоялся вечер его памяти. На фоне тощей, надломившейся березки выступали с «прочувствованными» речами ораторы. Затем Собинов тоненьким голоском запел: «Ни слова, о друг мой, ни вздоха, мы будем с тобой молчаливы»... хотя молчалив был только один Есенин, а Собинов продолжал петь. Вся эта обстановка произвела на меня удручающее впечатление... Я очень ценил Есенина, повторяю, как талантливого человека, и не терял надежды, что творчество его пойдет по другому руслу.»Однако вряд ли дело только в пении на похоронах. За что-то еще невзлюбил Маяковский Собинова. Долгое время исследователи ссылались на некую эпиграмму, которую Собинов написал Маяковскому после смерти Есенина в ответ на его послание. Но считалось, что ее текст утерян.Вот эту эпиграмму и нашел в архиве Александр Хочинский:«Маяковскому.Погиб Есенин… Ты же, гнусный гад, живешьИ каждый день смердишь своей вонючей пастью…Тифозную с тобой хотел сравнить бы вошь,Но ты живешь, они же все погибли к счастью.Л.С.

Один из близких учеников Станиславского, доктор искусствоведения Григорий Кристи вспоминал, что Собинов призывал Маяковского быть терпимее к собратьям по искусству. Но поэт проигнорировал этот призыв. Тогда то и появилась отповедь обиженного Маяковским человека, дошедшая до нас спустя 80 лет.

Олег ФОЧКИН.


    Партнеры