Имидж отражения

1 марта 2007 в 00:00, просмотров: 416

В минувшем году позиции России на информационном поле США заметно ухудшились. Критика политики Кремля была слышна отовсюду. Москву упрекали в отсутствии демократии, в возврате к советскому прошлому и авторитаризму, в давлении на соседние страны и многих других грехах. Когда спрашиваешь у американцев, почему имидж России в СМИ США переживает далеко не лучшие времена, ответы даются разные, но доводы приводятся вполне рациональные.

Джим Хоугланд, аналитик The Washington Post, в числе причин ухудшения имиджа России называет конфликты с Украиной и Грузией, а также нераскрытое убийство Политковской. Кроме того, по мнению Хоугланда, в России наметилась явная тенденция отхода от демократических ценностей.
Во многом схожего мнения придерживается Пол Сондерс, директор вашингтонского Nixon Center, полагающий, что нынешняя внутренняя политика России – предмет наибольших опасений США. «Взаимные предубеждения были всегда, истоки их кроются еще во временах «холодной войны». Удручает другое: их число с годами не сокращается, а растет», – говорит Сондерс.
Спорить с тем, что Россия не дает поводов для подобных оценок, было бы по меньшей мере странно. Другой вопрос – все ли делала и делает официальная Москва для того, чтобы ее действия не вызывали раздражения у великой державы? Пожалуй, не всегда.
Когда разразилась «газовая война» Москвы и Киева, мало кто из российских официальных лиц попытался незамедлительно и внятно объяснить Западу, что же все-таки собирается делать Россия. Больше того, санкции против Украины планировались задолго до их непосредственного применения, и у российских дипломатов была уйма времени, чтобы подготовить западные СМИ к подобному решению. Вполне естественно, что когда вентиль был перекрыт, американская пресса к такому повороту событий просто не была готова. Не говоря уже о том, что мало кто в США до сих пор разобрался в том, что из себя представляет «РосУкрЭнерго». Но это отдельная тема. Стоит только добавить, что на недавней встрече в Сочи с Владимиром Путиным канцлер Германии Ангела Меркель также призывала Кремль вести более конструктивную информационную политику, имея в виду очередной газовый конфликт России и Белоруссии.
Так зачем же удивляться, что к русским относятся с предубеждением, если не знаешь, чего от них ждать? К сожалению, не всегда правильно поставленная работа с иностранными СМИ и с американскими в частности является одной из причин, почему Запад не слышит Россию. Не то что не хочет слышать, а элементарно не имеет такой возможности.
«Среди российских политиков многие могут неплохо выступить, однако часто они не учитывают специфики работы американских СМИ, которые претендуют на то, чтобы быть абсолютно независимыми и объективными», – отмечает Джим Хоугланд.
Если вспомнить важные с информационной точки зрения события последних месяцев, невольно бросается в глаза тревожная тенденция: на всю критику Запада почему-то вынужден был отвечать лично президент России Владимир Путин. Если не сказать проще – отдуваться.
В США давно стали уже традиционными почти ежедневные пресс-конференции Тони Сноу, пресс-атташе Джорджа Буша, который внимательно и подробно отвечает на все вопросы журналистов, аккредитованных при Белом доме, высказывая официальную позицию администрации. При этом подобные встречи транслируются в прямом эфире центральными телеканалами. В России же президент привык давать комментарии сам. В большинстве случаев ему это удается. Но что делать, когда он для прессы недоступен? Вполне логично, если бы с западными журналистами встретился пресс-секретарь и ответил на все наболевшие вопросы. К сожалению, в Кремле пока подобной практики нет.
Крайне редки рабочие визиты в США делегаций российских министерств на уровне глав департаментов, а не министров. Складывается впечатление, что в правительстве просто нет людей, которые могли бы и должны были выступать перед западной аудиторией, и в первую очередь перед представителями средств массовой информации.
Отличительной чертой российских политиков всех уровней является их манера уходить от ответов на сложные вопросы. В особенности это бросается в глаза в США. Пол Сондерс отмечает, что американские репортеры любят задавать сложные вопросы, требуя при этом подробных ответов. «Возможно, российские официальные лица пока не привыкли к подобному стилю общения», – считает он.
На пользу имиджу страны это явно не идет: в отсутствие грамотного комментария журналист вынужден строить свои собственные предположения, отнюдь не всегда правильные и позитивные для России. Иногда возникает предположение, что России элементарно не хватает спикеров, которые могли бы грамотно работать с Западом. «Так называемая публичная дипломатия, public diplomacy, – это та сфера, где российскому правительству явно следует улучшить качество работы», – подчеркивает директор Nixon Center Пол Сондерс. Кроме того, в современном информационном мире непозволительны подчас запоздалые реакции российских официальных лиц на важные с точки зрения внешней политики события. Не говоря уже о неявках на пресс-конференции. Последнее, к счастью, встречается все-таки реже.
В последнее время часто встречаются статьи некоторых российских аналитиков, в которых те призывают Россию сосредоточиться на своих внутренних проблемах, а о внешних на время забыть. Но со времен распада СССР Россия позиционирует себя как страну, вовлеченную во все основные глобальные политические процессы. Россия настояла на своем вступлении в «Большую восьмерку». Кстати, в минувшем году Россия, будучи председателем, воздерживалась от высокомерных заявлений и вела себя грамотно, как страна, которой Запад пока дает большой аванс. Россия играет заметную роль в ООН. Россия вот-вот вступит в ВТО. Кремль активно стремится быть лидером на постсоветском пространстве. Российские компании небезуспешно пытаются стать полноправными игроками на европейских и азиатских рынках. Очень много говорится о необходимости западных инвестиций в Россию. Так что «уйти в себя» России уже не удастся, и сегодня не думать о своем образе на Западе по меньшей мере безрассудно. Нужно грамотно выстраивать стратегию своей PR-работы, не ограничиваясь изданием рекламных приложений в общенациональных газетах США. Не надо бояться признаться себе, что мы чего-то действительно пока не умеем. Надо просто этому научиться.



Партнеры