Миграционный перегрев

1 марта 2007 в 00:00, просмотров: 540

Российское правительство всерьез взялось за упорядочение миграционных потоков. После слов о чистоте отечественных рынков наметились и первые серьезные дела. В середине января в России вступили в силу новые изменения в миграционном законодательстве. О том, что реально дают мигрантам и их потенциальным работодателям внесенные поправки, рассказывает адвокат Русудан МИРОНОВА.

Вступили в силу внесенные изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Новые правила отменяют процедуры регистрации и трудоустройства иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию, и вводят миграционный учет. Новые поправки существенно облегчили и жизнь работодателей, привлекающих на работу иностранцев. Вместе с тем усилен контроль над исполнением законодательства в этой области.
Отныне миграционный учет иностранных граждан носит не разрешительный, а уведомительный характер. Сейчас существует двойной порядок учета: через федеральную миграционную службу или через почтамт. Иностранец вместе с потенциальным работодателем – приглашающей стороной – может просто прийти на почтамт, заполнить извещение и отправить его почтой. В этом случае никто не отслеживает, когда иностранный гражданин пересек границу. Таким образом, иностранный гражданин не несет административной ответственности.
Если приглашающей стороны нет, события могут развиваться по второму сценарию. Иностранный гражданин должен предоставить уведомление с отметкой о постановке на учет, миграционную карту с отметкой о пересечении границы, паспорт. Эти документы, а также квитанцию об оплате госпошлины в размере одной тысячи рублей и две фотографии иностранный работник может сдать лично или через работодателя (по доверенности) в ФМС. Что касается получения разрешения на работу, процедура также заметно упростилась. Раньше для начала нужно было найти работу, поскольку официальный порядок не позволял оформлять разрешение без работодателя. Теперь достаточно обратиться в УФМС, имея следующие документы: заявление, паспорт, миграционную карту и квитанцию об оплате госпошлины. Согласно новому законодательству в течение 10 дней миграционная служба выдает открытое разрешение на работу (при этом миграционная служба не имеет права отказать человеку в получении этого разрешения, при условии что иностранный гражданин не нарушал законодательства ранее).
Проще стало и работодателю, желающему привлечь иностранных работников. Если раньше компании необходимо было получать разрешение на привлечение каждого работника, оплатив госпошлину в размере трех тысяч рублей, то теперь работодатель обязан в течение месяца отправить извещение в миграционную службу о приеме иностранного гражданина на работу. Кроме того, если по старым правилам зарегистрироваться можно было только в жилом помещении, то теперь уведомление о постановке на миграционный учет реально получить по любому адресу, будь то стройка, рынок или офис, где собирается работать иностранный гражданин. Такая мера станет активным стимулом зарегистрироваться для тех, кому приходится жить на рабочем месте, то есть на тех стройках и рынках, где в основном и работают мигранты из ближнего зарубежья.
В то же время новым законодательством усилена административная ответственность за нарушение правил миграционного учета. С физического лица за непредоставление миграционной службе данных об иностранном госте взимается штраф от 4 тысяч рублей, с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 350 до 800 тысяч рублей, самому мигранту грозит выдворение за пределы страны и запрещение на въезд в страну на срок до пяти лет.
В последнее десятилетие особенности развития миграционной ситуации в России обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, произошедшими на всем постсоветском пространстве после распада СССР. Россия, будучи правопреемником СССР, несет наибольшую миграционную нагрузку и рассматривается большинством граждан бывшего СССР как «общий дом».
Основными слагаемыми новой миграционной ситуации в России стали нестабильность обстановки в ряде новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты. Иммиграция в Россию выходцев из стран с нестабильной общественно-политической обстановкой, носящая преимущественно незаконный характер, имеет устойчивую тенденцию к росту. Этому способствует «прозрачность» российских границ со странами СНГ и, до недавнего времени, отсутствие необходимого иммиграционного законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства России.
Наиболее острая проблема внешней трудовой миграции – незаконный импорт рабочей силы. Как уже отмечалось, основной поток нелегальных мигрантов идет через государства бывшего СССР. Более трети из их числа пользуются так называемыми легальными каналами въезда, то есть возможностью приехать в Россию законно по гостевой, туристической или деловой визе. Зарабатывая в России, они тем не менее ориентированы на возвращение домой. Большинство из тех, кто намерен вернуться на родину, собираются пробыть в России короткое время – порядка нескольких месяцев. А вот каждый четвертый нелегал хотел бы остаться в России на долгий срок или легализовать свой статус для постоянного пребывания в России.
Высокоприбыльные сферы приложения труда нелегальных мигрантов связаны в первую очередь со строительными и ремонтными работами, деятельностью в сфере коммерции и сфере услуг. Наибольший удельный вес среди нелегалов занимают лица, занятые в теневом и частном секторах, которые они выбирают, чтобы уйти от налогов и решить свои финансовые проблемы.
Помимо занятости в теневой экономике значительная часть нелегалов вовлекается в криминальную деятельность: наркобизнес, торговля оружием, контрабандная переправка нелегалов в западные страны, изготовление фальшивых документов, проституция, бандитизм. По различным оценкам, доля криминальных элементов в общем количестве нелегальных мигрантов составляет от 10 до 25%. В числе социальных последствий незаконной миграции – криминализация общества, усиление социальной напряженности, обострение межнациональных отношений.
С одной стороны, принятые изменения в миграционном законодательстве и такой масштабный учет помогут миграционной службе отследить не только присутствие на территории России каждого иностранного гражданина, но и все его передвижения. С другой стороны, новое законодательство дает возможность получить разрешение на работу каждому иностранцу, желающему остаться в России. Таким образом, может произойти перенасыщение рынка иностранной рабочей силы, и не каждый работодатель сможет обеспечить иностранца рабочим местом и заработной платой. Следствием этого может стать криминализация деятельности иностранцев для решения их финансовых проблем.



    Партнеры