Генерал от инвестиции

Борис Громов: “Россия не сырьевой придаток Запада”

  Подмосковье прочно закрепилось в числе лидеров среди российских регионов по привлечению инвестиций. От кого, куда и на что идут средства инвесторов, “МК-Московии” рассказал губернатор Московской области Борис ГРОМОВ.
     — Борис Всеволодович, известно, что инвестиционная политика, как любая масштабная программа, грандиозный проект, с места не сдвинется без предварительной проработки намеченной концепции. Вам хорошо знакомы такие понятия, как тактика, стратегия. Какова стратегия привлечения инвестиций для развития Московской области?
     
— Стратегия понятная: искать и находить потенциального инвестора. Но под честное слово, под обещания, пусть самые радужные, никто не придет и не принесет деньги. Надо создавать благоприятный инвестиционный климат. Чем правительство области вот уже который год и занимается. Создаем условия для реализации инвестиционных проектов. Убеждаем, что Московская область может предоставить самые оптимальные возможности.
     Задача заключается в том, чтобы инвестор поверил правительству области, главе города или района. Для этого мы стараемся высоко держать планку экономической репутации региона.
     — И сильно верят?
     
— Объем инвестиций в основной капитал вырос с 2000 года почти в 2 раза и достиг в конце прошлого года 225 млрд. рублей. Поступление инвестиций из-за рубежа за этот же период увеличилось больше чем в 10 раз, и в прошлом году они составили 4,7 млрд. долларов.
     Недавно в Каннах прошла крупнейшая ХVIII Международная выставка инвестиционной недвижимости. Подмосковье развернуло там восемь стендов с размещением информации об экономических возможностях области и работающих здесь компаниях. Сейчас у нас в стране много говорится о начинающемся вскоре строительстве в Подмосковье Центральной кольцевой дороги (ЦКАД). Так вот, в Каннах огромное внимание посетителей и наших потенциальных инвесторов было привлечено к экспозиции, посвященной этому проекту. Не знаю, как там получилось, но стенд о дороге организаторы разместили сразу у входа на выставку. Наверняка они первыми оценили привлекательность этой экспозиции.
     По другому проекту, промышленному округу в Дмитровском районе, прямо на выставке было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве. Его заключили администрация Дмитровского района и бельгийская компания Ghelamco. В соответствии с соглашением компания получила две площадки под строительство логистических комплексов. Размер сделки под 300 миллионов долларов. Налоговые отчисления от предприятий, которые здесь построят, составят 1 миллиард рублей в год.
     Я бы не хотел показаться сильно навязчивым со своим мнением насчет инвестиционной привлекательности руководимого мной региона. Сошлюсь для большей объективности на советника-посланника по экономическим и финансовым делам посольства Франции в России Жана-Франсуа Коллена, посетившего выставку в Каннах. Так вот, по его мнению, Московская область — наиболее эффективно развивающийся регион России. Он обратил внимание, что из 500 французских фирм в Российской Федерации большинство работает в Подмосковье. От себя добавлю: список доверяющих нам партнеров из года в год расширяется. Вот недавно приглашали в Словацкую Республику по поводу годовщины освобождения Братиславы от фашистских захватчиков. Воспользовавшись предоставленной возможностью, наша делегация провела переговоры. С председателем самоуправления края мы подписали меморандум о сотрудничестве в промышленности, торговле, научной деятельности, здравоохранении. Мы договорились об участии Подмосковья в выставке-презентации в Братиславе, которая пройдет в июне. Так что у нас появился еще один партнер, от которого ожидаем поступления в экономику нашего региона.
     Но не только с Европой мы связываем перспективы инвестиционного развития. Очень интересные и масштабные проекты предлагают и уже реализуют предприниматели Китая, Казахстана, Южной Кореи. На сегодня список наших партнеров включает в себя более 30 стран.
     — А откуда идут самые крупные поступления инвестиций?
     
— Из Германии, США, Великобритании.
     — Какие из осуществленных проектов в Подмосковье вы считаете самыми успешными и необходимыми?
     
— У нас реализованы крупные инвестиционные проекты по производству изоляционных материалов — “УРСА” (Испания), строительных материалов — “Кнауф” (Германия), продуктов питания — “Нестле” (Швейцария), “Марс” (США), по производству молочных продуктов — “Эрманн”, “Хохланд” (Германия), “Данон” (Франция). Открылась сеть магазинов “ИКЕА” (Швеция), “Ашан” (Франция), “Маркткауф” и “ОБИ” (Германия), “Леруа Мерлен” (Франция).
     Инвестиционные вложения позволили только в 2006 году ввести в действие целый ряд производственных и непроизводственных мощностей и объектов, а также провести работы по реконструкции и техническому перевооружению предприятий. В числе самых необходимых я бы назвал строительство газификационных сетей. Почти одна треть территории Подмосковья пока негазифицирована, и каждый населенный пункт, куда мы подвели ветку “голубого топлива”, — это маленькая победа для власти, а для людей — просто праздник. Так вот в прошлом году мы устроили этот праздник протяженностью в тысячу километров. Столько было проведено газовых сетей на нашей территории.
     — Вы лично долго и настойчиво добивались внедрения идеи создания промышленных округов. Они появились. Насколько успешно теперь эта идея реализуется?
     
— Программа по созданию промышленных округов на территории Московской области имеет широкомасштабный характер. Она ориентирована на организацию крупных производств с высокоразвитой промышленной инфраструктурой. Иностранные инвесторы очень заинтересованно откликнулись на эту идею. Вообще создание промышленных округов преследует и другую цель. Такая схема позволит нам окончательно перейти от стихийного процесса инвестирования к управляемому. А это, в свою очередь, изменит экономику региона. Переведет ее на инновационный путь развития, на путь ускоренной модернизации производства и внедрения в него научных, высокотехнологичных разработок.
     Всего в рамках программы предусмотрено 70 площадок под создание промышленных округов на территориях 31 муниципального образования Московской области. Одним из основных ресурсов Московской области является ее уникальное расположение в центре европейской части России. Она находится на пересечении основных транспортных магистралей, в том числе связывающих страны Европы с бурно развивающимся азиатским экономическим рынком стран Дальневосточного региона и Юго-Восточной Азии. С учетом этого разработан наш другой крупнейший проект — программа по развитию транспортно-логистической системы в Московской области. В ходе ее реализации предусматривается поступление не менее 244 миллиардов рублей от частных инвесторов.
     Не когда-то там, а уже до 2010 года в Подмосковье будет построено и сдано в эксплуатацию не менее 25 логистических трансформационных центров, включая логистические парки и “сухие порты”.
     — Какие отрасли экономики Подмосковья занимают лидирующие места по объемам привлеченных средств?
     
— Спектр предприятий, созданных в Московской области благодаря инвестициям, говорит о том, что Россия — это не сырьевой придаток Запада. Это полноправный и самостоятельный промышленный и экономический партнер. Вложения идут в комплексное строительство микрорайонов, в производство стройматериалов, автомобильных шин, разнообразных продуктов питания, мебели, глубинных насосов, товаров бытовой химии. И это далеко не полный перечень. Характерен и тот факт, что инвестиции широко пошли в сельское хозяйство. Это говорит о том, что мы на равных можем конкурировать с заграницей. В этом году в структуре инвестиций сохранится высокая доля электроэнергетики, транспортного комплекса, жилищного строительства и объектов социальной сферы.
     — Как вложения в экономику отражаются на социальной сфере, какая прямая польза от этого людям?
     
— Развитие промышленности, транспорта, логистики создают необходимые предпосылки для роста экономики области и напрямую связанные с повышением благосостояния населения. Так, темпы роста денежных доходов населения Московской области в 2006 году превысили более чем на 35 процентов аналогичный показатель 2005 года. Такая динамика неминуемо приводит к значительному росту потребительского спроса на широкий спектр товаров и услуг. Следовательно, это требует формировать качественную товаропроводящую сеть, развивать объекты розничной и оптовой торговли. До конца 2008 года мы создадим как минимум 240 супермаркетов, универмагов, торговых домов и универсамов, специализированных магазинов и порядка 350 торговых центров и торговых комплексов. Однако можно говорить, что приведенный список не является окончательным.
     — В свое время вы инициировали перед президентом страны идею сделать Подмосковье стартовой площадкой для пилотного проекта по отработке национальной инновационной системы. Проект был принят. Какова сегодня его судьба?
     
— В начале апреля в Подмосковье, в Реутове — одном из семи российских наукоградов, состоялось очередное заседание Совета при полномочном представителе Президента России в ЦФО. Мы обсуждали пути стимулирования инновационного развития регионов. Там шла речь и о пилотном проекте, о разработке стратегических планов инновационного развития. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что для реализации этих идей нужны новые мощные импульсы. Я предложил сформировать на федеральном уровне механизмы по обеспечению частно-государственного партнерства в этой работе.
     — Специалисты, оперируя техническими терминами, объясняют грандиозность уже упоминавшейся вами “стройки века” в Подмосковье — ЦКАД. Как бы вы охарактеризовали ее значение для области?
     
— Очень просто: эта дорога кардинально изменит жизнь в Подмосковье. Она станет качественней и комфортней. Люди получат дополнительно 200 тысяч рабочих мест. Одно только это оправдывает усилия по продвижению этого действительно самого значительного нашего инвестиционного проекта ближайшего пятилетия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру