Факторинг вытесняет товарные кредиты

Малый бизнес оценил финансирование под уступку денежных требований

  Эксперты подвели итоги работы российского рынка факторинга. Оказалось, что за 2006 год он вырос вдвое — с 147,1 млрд. руб. (в 2005 году) до 297,1 млрд. руб. Это говорит о востребованности данной финансовой услуги в отечественном бизнесе. Особенно популярен факторинг в среднем и малом бизнесе. Он позволил компаниям значительно расширить бизнес, увеличить оборот, выйти на новые рынки сбыта и развивать торговлю в регионах.

Достоинства факторинга

     Под факторингом (от англ. factor — агент) понимается комплекс услуг по финансированию под уступку денежных требований. Он включает в себя финансирование поставщика, управление дебиторской задолженностью, консультационную поддержку поставщика в процессе текущего обслуживания.
     Преимуществом факторингового обслуживания, скажем, перед банковским кредитованием является то, что оно не требует открытия расчетного счета в банке, гарантий исполнения обязательств, накопления истории оплат до начала финансирования, залогового обеспечения и страхования товара. Выплата финансирования по факторинговым сделкам может достигать 90% от суммы поставки.
     Кроме того, факторинг прекрасно сочетается с другими банковскими продуктами, в том числе с кредитованием, и позволяет поставщику гарантированно получать необходимые средства в нужном объеме и в удобные для него сроки без постоянного оформления большого количества документов. Особенно популярен факторинг в среднем и малом бизнесе. Он позволяет компании подняться на принципиально новый уровень, увеличить торговый оборот, выйти на новые рынки сбыта и развивать торговлю в регионах.
     Уникальность факторинга заключается не в финансировании, которое можно получить под дебиторскую задолженность. Его уникальность в том, что не за свой счет, а за счет ресурсов факторинговой компании можно увеличить отсрочку компаниям-дебиторам и, таким образом, оттеснить своих конкурентов. Эта услуга помогает поддерживать хорошие отношения с дебиторами. Факторинговая компания, обладающая огромной базой данных, помогает выбрать надежных контрагентов и берет на себя неприятную функцию напоминания о задолженности, а в крайнем случае и выколачивания просрочек.

Это только начало!

     По результатам опубликованного в конце минувшей недели рейтинговым агентством “Эксперт РА” исследования, в 2006 году объем рынка факторинга составил 297,2 млрд. руб. (более $11 млрд.), то есть по сравнению с 2005 годом этот рынок удвоился. Столь бурный рост, по мнению экспертов, обеспечили лидеры рынка: факторинговый бизнес “Еврокоммерца”, Промсвязьбанка и банка “Петрокоммерц” (см. таблицы) обеспечил 70% роста рынка в целом. И, похоже, что это только начало — участники рынка прогнозируют через два года семикратный (!) рост рынка.
     На состоявшемся “круглом столе” для журналистов, организованном факторинговой компанией “Еврокоммерц”, было объявлено, что к 2009 году объем рынка факторинга России вырастет до $70 млрд. Развитие рынка будет основано на постепенном замещении товарных кредитов факторингом, считают специалисты “Еврокоммерца”. В настоящее время объемы товарного кредитования оцениваются в $240 млрд., рынку факторинга есть куда расти, и лидеры рынка планирует выступить одним из основных катализаторов этого процесса. При этом они постоянно упрощают основные бизнес-процессы, связанные с методами управления рисками, операционной частью и продажами.

Выбор продукта

     “В восприятии многих факторинг — это очень сложный финансовый продукт, требующий длительных процедур подключения и работающий по запутанным финансовым схемам”, — отметил президент компании “Еврокоммерц” Григорий Карповский. Однако на самом деле все значительно проще. Ведь лидеры рынка факторинга, как правило, предоставляют клиентам возможность самостоятельно принимать решение об условиях финансирования: объемах, сроках и цене.
     Выбор продукта зависит от задач, которые решают предприниматели. Одни хотели бы отказаться от понятия “лимит финансирования”. В этом случае компания-клиент может получать средства в тех объемах, которые необходимы для привлечения неограниченного числа покупателей. Ключевой характеристикой потребителя данного продукта является не его прошлая история развития, а планы на будущее. Другие предприниматели хотят получить до 95% денег сразу по факту отгрузки и не думать о сложностях, связанных с невозвратами. Для третьих важно получить деньги в течение шести часов с момента подачи заявки на финансирование. Существуют комплексные продукты, позволяющие финансировать и закупку, и продажу товара. Есть и более гибкие продукты, позволяющие фактору четко соответствовать потребностям развития бизнеса клиентов. Последние услуги особенно актуальны для малых и средних предприятий, зависимых от периодов сезонных ростов или спадов продаж.
     “Российская экономика растет быстрыми темпами. Одна из самых интересных историй роста — компании потребительского сектора. В прошлом году сектор оптовой и розничной торговли значительно вырос. При этом большинство компаний постоянно ищет возможности улучшить эффективность и увеличить рентабельность бизнеса. В этой связи продукты факторинга открывают широчайшие перспективы перед российским потребительским сектором”, — отметил директор по инвестициям и CIO компании Troika Capital Partners Гедрюс Пукас.

Основной тренд

     Специалисты делают вывод о том, что линейка факторинговых услуг, предлагаемых российскими компаниями и банками, уровень их качества вплотную приблизились к западным стандартам. “Еще одним доказательством становления рынка факторинга является приближение ассортимента и качества услуг к лучшим мировым аналогам. В этом, безусловно, есть большая заслуга пионера рынка — Национальной факторинговой компании (НФК, ранее “Уралсиб-НИКойл”)”, — говорится в упомянутом исследовании “Эксперт РА”. Сейчас эти идеи подхватили практически все игроки рынка факторинга. В 2006 году продуктовые ряды большинства компаний пополнились безрегрессным факторингом, факторинг-экспрессом для малого и среднего бизнеса, реверсивным факторингом, факторинг-гарантом и другими. Факторинговая услуга благодаря все большему распространению IT-технологий становится доступна компаниям, работающим в самых отдаленных точках нашей страны. Идея электронно-цифровой подписи, впервые предложенная НФК, увеличивающая скорость предоставления услуги в разы, уже подхвачена рынком.
     Таким образом, факторинговая услуга из побочного продукта банковской системы превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. В первую очередь это проявляется в том, что уже сегодня по объему российский рынок факторинга больше рынков Восточной Европы как по объему, так и по доле в ВВП. Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2006 году составила 1,1%. По оценке аналитиков, объемы рынков стран Восточной Европы не превышают $1,5 млрд., а доля ВВП — 0,7%. В то же время объем рынков факторинга стран Западной Европы колеблется от $70 млрд. до $300 млрд., а доля в ВВП — от 5 до 12%.
     Важным свидетельством того, что факторинговый рынок в России состоялся, является его инвестиционная привлекательность. Как и на любом рынке, индикатором уровня его развития является инвестиционная активность и число сделок по слиянию и поглощению. В 2006 году контрольный пакет акций компании “Еврокоммерц” был приобретен ИК “Тройка Диалог” (в лице Troika Capital Partners) и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Эта сделка стала знаковой, во-первых, потому что в факторинговый бизнес инвестировала одна из крупнейших инвесткомпаний России, а во-вторых, потому что основной целью работы фондов прямых инвестиций является вложение в такие активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе вырастет в разы. Это значит, что инвестбанкиры верят в факторинговый рынок и его блестящее будущее. Это и знак другим инвесторам. Доказательством инвестиционной привлекательности рынка является и пример НФК. Так, в 2006 году компания успешно привлекла капитал практически на 3 млрд. руб. (синдицированные кредиты от российских и иностранных банков, облигационные займы).
     Еще одной важной тенденцией на рынке, отмечают эксперты, является движение его участников в сторону большей сегментации. Так, прослеживается все более четкая тенденция участников рынка работать с определенной целевой аудиторией. Крупные банки в основном работают по факторингу с крупными и средними компаниями. Специализированные факторинговые компании и небольшие банки — в основном со средним и малым бизнесом. Во многом это связано с готовностью факторинговых компаний брать на себя риски среднего и малого бизнеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру