Акция ЖГ

Всем, прошедшим войну, посвящается. Воспоминания наших читателей.

 

 

Война, завод, станок, Победа!

Бомбежка, школа, лебеда…

И так хотелось людям хлеба,

Но хлеба не было. Была война.

***

Двоюродный брат моей мамы Лев Игнатович Красов (царствие ему небесное), на фронте не был. Он, как это стали говорить уже в наши годы, «ковал победу в тылу». В 16 лет его забрали на военный завод в Ижевск, где он, как и тысячи других, таких же оборванных и оторванных от семей подростков, делал снаряды. Подставив ящик под ноги (так как иначе они не доставали до станков), эти мальчишки по 14 часов работали. Без перерывов на обед, без дополнительных хлебных паек. Разутые и раздетые. Уже после войны мать Льва Игнатовича вспоминала, как в 44-ом она приехала в Ижевск (совершенно случайно, ей просто повезло попасть в город, куда забрали сына) и увидела его в рваных ватных штанах, штопанных металлической проволокой, с отмороженными руками и ногами, изнеможденного и больного. Но ежедневно выходящего на работу!

После войны ровесники моего двоюродного дяди, те, кого не забрали в 43-ом в трудовую армию, а забрали в 44-ом или 45-ом в 18 лет в армию действующую стали героями. Они пользовались всеми льготами, положенными участникам ВОВ. А те мальчишки ,которые день и ночь стояли у станков, считались «тыловыми крысами». И никаких льгот, никаких чествований на их долю не досталось. Только труд, изнурительный, подорвавшвий здоровье и силы. Но несмотря ни на что, несмотря на обиды и несправедливости, и мой двоюродный дядя, и многие другие люди, всю войну отстоявшие у станков, любили страну и гордились нашей Победой. Своей Победой!

***

Село Афанасьево, что находится под Ельцом, было занято немцами. Окрестные города и села тоже. Непрерывные бомбежки, разруха и голод. У моей бабушки в августе 41 родилась дочка. Милочка. Людмила. Бабушка привязывала ее полотенцем к себе и везде ходила с нею. Она говорила: «Если убьют, то обеих сразу. И дочка без меня не выживет, и я без нее не смогу». От голода, от изнурительных болей в желудке, от слабости и холода грудные дети тогда умирали, но Милочка выжила. Выжила и бабушка, пережила и оккупацию, и НКВД..

После войны бабушка сделала неплохую карьеру, воспитала свою единственную дочку Милочку, двух внучек, построила новый дом. Прежний был разбомблен в войну. И жила долго, и наверное, счастливо. Вот только войну все время вспоминала. И почти каждый день у нее болели ноги. Во время войны, в бомбежку, когда она пряталась в подвале, естественно, вместе с дочкой, ей присыпало ноги. Снаряд попал в их укрытие. Кого-то убило, кто-то выжил. Лотерея….

***

В 41 году ему исполнилось семь лет. Он жил на Киевской и собирался идти в школу. Он уже с 1 января 1941 года каждый день мечтал о школе. Ее окна смотрели на окна его дома, а в школьном дворе так весело играли взрослые мальчики. Он тоже будет взрослым и пойдет в эту школу. Но, к сожалению, в школу в Москве в 41-ом не пошел. Его вместе с матерью отправили сначала под Саратов, потом еще дальше. Он помнил лебеду, вечный голод и плачущую мать, которая все ждала писем с фронта от отца. Он помнил и отца, которого за всю войну видел всего один день. Отец приезжал в отпуск. Но от того дня осталось фото. Маленький светленький мальчик на руках у статного человека в гимнастерке. Отец прошел всю войну, умер в 1972 году, а в 2006 году умер и он, маленький мальчик, который так и не попал в школу на Киевской.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру