«Польский водопроводчик» на Британских островах

В мае 2004 года Великобритания стала одной из трех стран «старой Европы», открывших двери трудовым мигрантам из стран – европейских новобранцев. «Польский водопроводчик», чьим призраком во Франции и Германии разве что не пугали детей, превратился в символ крупнейшего притока в Соединенное Королевство иностранной рабочей силы.

«Они очень хорошо работают. Мы очень довольны», – наперебой уверяют Алан и Сара. Полгода назад они после пятилетнего отсутствия вернулись в свой дом в лондонском Вест-Хемпстеде и решили его отремонтировать.

Первым нашли Анджея – водопроводчика, приехавшего по рабочей визе из Лодзи. Некоторое время спустя он привел земляков – плотника, маляра, плиточника. Хозяйка дома Сара в курсе всех дел бригады, а иначе и быть не может: она не только пользуется услугами иностранцев сама, но и часто рекомендует их соседям. «Анджей, – рассказывает она, – начинал с того, что ходил по вызову чинить все, что связано с сантехникой. Теперь он организовал фирму и сам нанимает своих земляков на те или иные строительные работы. И не только земляков. В бригаде, которая у нас работает, есть даже один русский, Володя. Вообще-то он из Литвы. Очень несчастный. У него какие-то постоянные проблемы с его девушкой, мне кажется, что именно поэтому он плохо адаптируется, но я не знаю, как ему помочь». «Они очень трудолюбивы, – вступает Алан. – Когда перестилали крышу, пошел дождь. Мы предлагали остановить работы, чтобы они не мокли. Но они не стали. Эти ребята практически не пропустили ни одного рабочего дня по болезни. Они готовы работать по двенадцать часов в сутки, поэтому теперь Анджея и его бригаду часто зовут, если нужен ремонт».

Глава лондонской фирмы «Польские работники» 27-летний Шимон Чабан считает подобное развитие событий закономерным. Проработав два года на различных строительных работах, он основал небольшую компанию, которая занимается обеспечением британского рынка труда польскими кадрами. Большинство из них составляют водопроводчики. «Потребность в такого рода услугах в Британии очень велика, – говорит Шимон. – Прежде чем открыть свою фирму, я побеседовал с огромным количеством местных водопроводчиков. Никто из них не сказал мне, что боится конкуренции. Заказчики рассказывали мне, что люди здесь иногда дожидаются ремонта унитаза или смесителя по две-три недели. Поэтому местные работники не слишком заботятся о качестве услуг. Даже если они сделают что-то не так, без работы они все равно не останутся. Наши, польские водопроводчики делают все очень качественно. Люди, которые узнают об этом, все чаще обращаются именно к нам».

Не последнюю роль в популярности польских работников играет и вознаграждение за их труд.

Большинство из них (по данным последних исследований, 80 процентов выходцев из Польши) довольствуется 6 фунтами за час. Это чуть превышает официальный минимальный уровень зарплаты в Британии, однако в четыре раза больше того, что работник такого уровня может получить в Польше. Даже из этой, очень небольшой по английским меркам, зарплаты они умудряются отсылать оставшейся на родине семье до полутора тысяч долларов в месяц. Правда, для этого приходится сильно экономить на жилье, которое в Британии очень дорого. Чаще всего эту проблему решают арендой квартиры, где в одной комнате могут проживать до 20 человек. Зачастую это вызывает возмущение соседей, однако законом не запрещается. Сами польские мигранты готовы потерпеть не только тесноту. Преимущества жизни в Британии явно перевешивают в их глазах те неудобства, которые им приходится временно переживать.

По данным британского министерства внутренних дел, за прошедшее время официально зарегистрировались для работы в стране 427 тысяч выходцев из стран «восточного блока», присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году. Большинство из них – из Польши. Вместе с ними право на проживание в Британии получили 36 тысяч членов их семей. Однако многие – например, индивидуальные предприниматели – не нуждаются в такой регистрации. В целом же, по мнению чиновников МВД, число прибывших в Соединенное Королевство поляков составляет порядка 600 тысяч человек. Это многократно превышает прогнозы тех же самых чиновников, предсказывавших три года назад, что восточноевропейские мигранты будут прибывать в количестве, не превышающем 13 тысяч человек в год. Представители Федерации поляков, живущих в Великобритании, утверждают, что на самом деле польская диаспора представлена в стране 750 тысячами человек. То есть она равна по размерам пакистанской и превышает диаспору выходцев с Карибских островов, представленную 560 тысячами человек. Неудивительно, что британские крупнейшие сетевые супермаркеты Tesco и Sainsbury's начали активно торговать продукцией, представляющей наиболее популярные польские торговые марки. А количество проданного за прошлый год польского пива Tyskie превысило продажи предыдущего года в пять раз. Как грибы растут польские рестораны и бары.

В отличие от представителей других групп мигрантов поляки далеко не всегда выбирают в качестве места жительства Лондон. Жизнь в провинции гораздо дешевле, чем в столице, и встретить их можно в самом отдаленном уголке страны. Многие из них работают на фермах в Восточной Англии. В городе Кру в графстве Чешир поляки составляют шестую часть населения. В Шотландии уже живут и работают 60 тысяч поляков. Сейчас, по словам представителя шотландской Ассоциации начальников полиции, там набирают квалифицированных польских полицейских.

4 тысячи польских врачей и стоматологов были наняты в страдающую от нехватки квалифицированных кадров национальную систему здравоохранения и разъехались по всей стране. Уровень бесплатной врачебной помощи в Британии крайне низок, поэтому специалистов из Польши приняли на работу даже несмотря на то, что у большинства из них знание английского языка оценивается как недостаточное для такой деятельности. Для польских врачей работа в Саутгемптоне или Бирмингеме стала настоящим подарком: на родине их средняя зарплата не превышала 400 долларов, в Британии так называемые GP («семейный доктор») – аналог российских участковых терапевтов – зарабатывают до 100 тысяч фунтов в год. Но большая часть польских мигрантов занята на низкооплачиваемой и не слишком престижной работе – это те же водопроводчики, строительные рабочие, водители автобусов, обслуживающий персонал предприятий общепита.

Британские «правые» периодически ворчат по поводу того, что «польские водопроводчики» заполонили все рабочие места, «уронили» уровень зарплат и вытеснили английских рабочих с рынка. Однако и правительство, и предприниматели утверждают: поляки занимают ту рабочую нишу, которая давно пустовала из-за полного отсутствия интереса к ней у местных рабочих. Так, например, сегодня выходцы из Польши составляют треть из 150 водителей автобусов базирующейся в Ноттингеме компании Dunn Line, и это дало возможность заметно улучшить осуществляемые ею перевозки. Всего же ряды сотрудников транспортных компаний пополнились за счет «новоевропейских» мигрантов за два года на 12 тысяч человек.

16 тысяч мигрантов уже задействовано в строительных работах. Их число значительно увеличится в ближайшее время: в 2012 году в Лондоне пройдут Олимпийские игры, и строительство олимпийских объектов потребует дополнительных рабочих рук. «Тысячи и тысячи» будущих сотрудников намерена в ближайшее время приобрести за счет стран Восточной Европы британская компания B&Q, специализирующаяся на благоустройстве домов и садов. «Британским рабочим необходимо уделять больше внимания образованию и качеству работы», – говорит Майлз Темплман, генеральный директор лондонского Института директоров (IoD). Опрос 500 компаний, проведенный IoD в начале 2007 года, показал, что 61 процент компаний нанимает мигрантов из-за недостатка квалификации местных работников, и лишь 16 процентов – по причине относительной дешевизны мигрантов.

В целом же, согласно экспертной оценке Ernst & Young Item Club, именно восточно-европейская рабочая сила дала Британии рост ВВП на 0,2 процента и снижение процентной ставки на 0,5 процента. Кроме того, эта категория мигрантов требует минимальных затрат со стороны государства – на пособие по безработице они не могут претендовать по закону. А за разрешенной социальной поддержкой обращаются единицы.

Есть у этой истории польского успеха и другой аспект, о котором британцы не очень любят распространяться. В отличие от мигрантов, прибывающих из Азии и Африки, поляки являются носителями европейской культуры и представителями христианской цивилизации. Согласно расчетам Кембриджского института фон Хюгеля, за счет притока поляков католическая церковь скоро вновь – впервые с 1550 года – станет доминирующей в стране. А христианство, соответственно, – доминирующей религией. Для Британии, где мусульманское меньшинство не только все более активно заявляет о себе, но и поставляет кадры как в местные, так и в международные террористические организации, это не последний аргумент в пользу выходцев из Восточной Европы.

Тем не менее в отношении Болгарии и Румынии, присоединившихся к Евросоюзу в январе 2007 года, британская политика «открытых дверей» распахнута отнюдь не настолько. Из этих стран Соединенное Королевство намерено «импортировать» лишь высококвалифицированных специалистов. Выдачи разрешений на работу официантам и строителям пока не предусмотрено. С нелегалами и нанимающих их предпринимателями правительство пообещало бороться с помощью огромных штрафов. В Британии такого рода обещания обычно сбываются.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру