Дежа вю для директора

В подмосковных школах учителей заставляют заниматься… диссеминацией

22 мая 2007 в 20:00, просмотров: 292

  “Как ни парадоксально, но в последнее время количество бумаг увеличилось. И особенно ужасно то, что многие из них абсолютно нефункциональны — не работают, нигде не используются”. Это строки из статьи о школьных проблемах… 22-летней давности. Что изменилось за два десятилетия? Бумаг разве что прибавилось.
     — Я не занимаюсь педагогической деятельностью, а только отписываю бумаги. Если какой-нибудь отчет не сдал, значит, не работаешь. Причем сдать все срочно надо. Вечером получил команду, а утром сдай бумагу. Кому эти бумаги нужны? Где они скапливаются?
     Это монолог, который мог произнести практически любой директор подмосковной школы. Везде одно и то же, только с поправкой на местный колорит. В одном районе отдают предпочтение ежемесячным отчетам по антитеррористической деятельности, в другом — отчет по инновационной деятельности, в третьем — отчет по благоустройству. Но суть одна и неизменна: бумаготворчество в советских школах — детский лепет по сравнению с тем, что творится в школах сегодня. Резко увеличилось не только количество различных бумаг (в разных районах по-разному, но не менее 50—60 в месяц), но и сами справки, отчеты, циклограммы стали изощренней, что ли.
     Вот, например, незатейливое название одного документа, предлагаемого к заполнению: “Анкета по мониторингу системных эффектов и диссеминации инновационного опыта”. Как говорится, простенько и со вкусом...
     Справедливости ради стоит заметить, что пальма первенства по бумажному валу принадлежит Москве. Столица все-таки. В одном из округов города директора ежемесячно получают около 500 (!) бумаг от городских и местных властей, на которые надо ответить. Такая скорострельность объясняется наличием в школах электронной почты. Слава богу, что у нас еще есть “медвежьи углы”, до которых электронный прогресс пока еще не добрался. А старыми дедовскими способами (факс, телефонограмма) много не нашлешь.
     Печально даже не то, что выросло количество бумаг, а то, что директора школ зачастую даже не понимают смысла этой работы. Точнее, они понимают, что выполняют бессмысленную работу, но предпочитают соблюдать правила игры, им навязанные. Несоблюдение этих правил может привести к вполне предсказуемым последствиям для директора. А зарплата его по учительским меркам не особо шикарная…
     У одного из директоров в кабинете — шкаф до потолка, десять полок, и все они плотно-плотно забиты папками с “входящими” и “исходящими”. “Я из школы ухожу больной от этих бумаг. Я не об учебном процессе думаю, мне не до учительских проблем. Голова болит только об одном: как подготовить очередной отчет. Вот сейчас готовлю публичный отчет. Каждому родителю его надо раздать. Зачем? Ничего не понимаю. Просто руки опускаются”, — прокомментировал он содержимое своего шкафа.
     А еще есть помесячные планы работы управления образования, которые школы обязаны выполнять. В одном районе я насчитал в плане около 100 мероприятий, в которых школа так или иначе должна принять участие. Конкурсы, конференции, слеты, к которым надо готовиться. Отнимать время от уроков, нести материальные затраты. Школы тихо ненавидят эти мероприятия, но молчат, так как не получат “галочку”.
     Один высокопоставленный образовательный чиновник так прокомментировал сложившуюся ситуацию: “Управление школьным процессом необходимо, но оно (управление) должно быть осмысленным — разработка программ, стандартов, контроль за выпуском учебников. Но есть такие стороны школьной жизни, в которые вмешательство извне не нужно и даже вредно. Чиновника обязывают контролировать и эти стороны жизни школы. А проконтролировать это невозможно по определению. Свое пребывание на этом месте надо оправдать. Вот он и шлет депешу в 40—50 школ с требованием прислать отчет. Получает 40—50 отчетов. Их надо обработать и выше послать. Вот у него работа и появилась”.
     
     Заглянув в словарь, можно узнать, что:
     Диссеминация — (всего-то навсего) распространение возбудителя из инфекционного и изолированного очага или клеток опухоли в пределах органа или по всему организму через кровеносную и лимфатическую системы.



Партнеры