Африканские комары долетят до орбиты

Южноафриканских комаров собираются отправить на космическую орбиту столичные ученые

Их личинки вместе с ракообразными, икрой рыб и семенами редиски будут долгих 1,5 года испытывать на себе влияние открытого космоса. Специалистам важно понять, насколько они живучи, а значит, теоретически опасны для биосреды других планет при случайном попадании на них во время будущих межпланетных перелетов.
     Как сообщили “МК” в ГНЦ РФ “Институт медико-биологических проблем” РАН, удачно испытав на внешней стороне МКС споры микроорганизмов и грибов, в этом году ученые решили расширить спектр биологических объектов беспозвоночными, ракообразными, рыбами и растениями.
     6 июня, во время очередного выхода членов экипажа МКС в открытый космос, в рамках эксперимента “Биориск” на внешней панели станции будут закреплены три контейнера с живыми существами. Личинки южноафриканского комара хирономиды в этом списке — наиболее исследованные. Они доказали свою живучесть при замораживании до –270 градусов, 18-летнем содержании в засушенном состоянии, а также при 7-суточном погружении в чистый спирт. И вот теперь их хотят испытать космосом. Кроме того, в контейнерах разместятся несколько видов ракообразных (к примеру, дафнии), икра некоторых видов рыб и семена растений — арабидоксиса и брасии рапы.
     По словам заведующей лабораторией микробиологии среды обитания и противомикробной защиты Натальи Новиковой, 18-месячный срок экспонирования живых существ выбран не случайно. Именно столько времени потребуется для полета землян до Марса и обратно. А значит, если живые существа выживут на станции, то они при случайном попадании на марсианский корабль сумеют выжить и в условиях будущего полета на Красную планету. В этом случае ученым придется усилить меры безопасности в рамках так называемой планетарной защиты. Ведь попадание земных организмов на другие планеты может уничтожить местные формы жизни или изменить их до неузнаваемости. Подобной ошибки допускать ни в коем случае нельзя.
     Первый из трех установленных за бортом станции контейнеров пробудет в открытом космосе до августа. Второй планируют занести внутрь станции через год, а третий останется на поверхности МКС до осени 2008 года.