Скандалы с выставки

Отношения России и ЕС омрачили вернисаж в Третьяковке

24 мая 2007 в 15:15, просмотров: 1221

 В музейной жизни Москвы произошло событие №1. Эксперты сошлись во мнении: такой грандиозной выставки в Третьяковке не было никогда. А сам директор галереи сообщил, что в ближайшие полвека и не будет.

Но посетители, которые уже который день штурмуют филиал Третьяковки на Крымском валу, даже не догадываются, что за экспозицией “Европа-Россия-Европа” стоит... нет, не искусство. А самая настоящая политика, скандалы и интриги. Все подробности удалось выяснить “МК”.

— Выставку “Европа-Россия-Европа” нельзя рассматривать как историю искусства. Здесь больше политики. И географии, — такое неожиданное заявление сделала главный хранитель Третьяковской галереи и куратор выставки Екатерина Селезнева.

Как же так? Ведь в залах филиала Третьяковки представили свои шедевры 48 крупнейших национальных музеев Европы, а всего экспозиция насчитывает около ста полотен. Причем же здесь политика? А дело в следующем...

История выставки. Два года назад представитель Евросоюза обратился в Третьяковку с вопросом: сможете ли вы подготовить проект к юбилею Евросоюза? Конечно — ответили наши музейщики. И придумали основную концепцию — обратиться с просьбой к каждой стране, входящей в Евросоюз (всего их 27), предоставить по три шедевра, отражающих периоды становления каждой из национальной школ. А именно. Одно произведение — средневекового или классического искусства до середины XIX века. Второе — эпохи модернизма (вторая половина XIX – первая половина XX). И третье — произведение современного актуального искусства — от 1950-х до наших дней.

Справка “МК”.В последнее время отношения Россией и ЕС характеризуют как очень плохие. Хавьер Солана назвал наши отношения “наихудшими за последний период”. Еврокомиссар по торговле Мандельсон заявил, что недоверие между Россией и ЕС достигло “невиданного после холодной войны уровня”.

В результате представители каждой страны рассматривали предложение со стороны российских музейщиков буквально под микроскопом. Сложные политические отношения между Россией и ЕС отразились на подготовке к выставке, приуроченной к юбилею ЕС.

... В просторных залах филиала Третьяковки на Крымском валу уже все готово к приходу посетителей. Екатерина Селезнева силами которой и состоялось это мега-событие теперь уже с улыбкой, но все же вспоминает о самых больших неожиданностях во время подготовки.

 

Самые скандальные истории

 

Первая. Такого музейщики не ожидали — поставила под сомнение свое участие в выставке — Бельгия. Ведь именно из столицы королевства Брюсселя, где расположена штаб-квартира ЕС, и прозвучало предложение организовать сам проект. Причина? Первая — в музеях Бельгии уже давно позабыли об опыте работы с Россией, потому как нам королевство сто лет в обед не выдавало свои шедевры.

И вторая — а вот это уже проколы в законодательстве РФ. Бельгийская сторона потребовала, чтобы в тот момент, когда полотна будут выносить из самолета, присутствовал представитель королевства. И это не излишняя прихоть заграничных музейщиков. Все знают — самый большой ущерб картины получают при транспортировке. Но по нашим же законам вот такое присутствие категорически запрещено.

— Представители таможни и без того пошли нам на встречу. — рассказывает Екатерина Леонидовна. — Так, например, растамаживание картин происходило не в здании аэровокзала, как это и положено. А в залах Третьяковской галереи...

Организаторы все же представили Бельгию — картинами из своих запасников.

Вторая: на первых этапах подготовки с маленькой, но гордой Эстонией проблем не было. Но в первых числах мая, когда конфликт между нашими странами накалился до предела, представители Эстонии заявили - вместо трех произведений пришлют только одно. Видео Яана Тоомика “Отец и сын” продолжительностью 3 минуты.

Причина отказа в том, что сюжеты других картин в данной ситуации могли быть прочитаны двояко, что не совсем политкорректно.

Какие же полотна пожалели для москвичей Эстонцы? Во-первых, Йохана Келера “Геракл, выводящий Цербера из врат преисподней” (1855). Сам автор был активным деятелем эстонского национального движения. А картина написана в античной мифологии и повествует об одном из 12 подвигов Геракла. Древнегреческий герой должен был вывести трехглавого пса из врат подземного царства мертвых без помощи оружия.

Вторая картина - “Жертвоприношение” (1935) Кристиана Рауда. Это полотно о вдовах, спасших людей во время великой засухи: от их плача над жертвенным камнем из-под него начал бить родник.

Третья: известно, что одна из стран-членов Евросоюза, как только получила запрос со стороны России тут же ответила категорическим отказом. Третьяковка приоткрывает завесу тайны: то было “государство, ранее входившее в соцлагерь”. Их вспугнула страсть россиян к коллективизации и национализации и они попросту испугались. Но в процессе длительных переговоров самых дипломатичных и знающих представителей галереи конфликт уладили миром...

Италия вышла из тупика в самую последнюю минуту. Российский зритель мог не увидеть шедевры из-за того, что стюардесы “Allitalia” вдруг вздумали качали права и объявили забастовку. Галеристам экстренно пришлось вступить в переговоры с посольством и прочими властными структурами. Результат налицо — полотна развесили за считанные минуты до официального открытия. Литва тоже дала нам от ворот поворот, когда мы попросили картины знаменитого художника Микаэлюса Чюрлениса. Галерейщикам заявили: вообще-то он не литовский художник, а советский. И Третьяковке дали Добужинского...

 

О героизме кричали, о любви промолчали

 

... В список больших неожиданностей попали даже темы предоставленных полотен. Итак, если структурировать предоставленные шедевры, то понятно, что лидирует тема героизма и образ родины. Каждая страна прокричала о них. И почти все промолчали о любви. Об этой, пожалуй, самой излюбленной теме всех художников. “Амуру” отдали дань только две (из 27!) страны ЕС —  маленькая Ирландия и темпераментная Италия.

И вот самые уникальные полотна, попавшие на Крымский вал.

Италию представляет Тициан, “Венера, завязывающая глаза Амуру” (1565). Уникальный подчерк зрелого мастера — нанесение краски плотными мазками, цвет с вибрирующим эффектом. Имя заказчика не обнаружено до сих пор и возможно именно с этим связана загадка интерпретации известного сюжета. “Избиение младенцев” (1630-1640) Пьетра Теста еще раз доказывает гениальность мастера — редкое сочетание нескольких компонентов римской культуры. С одной стороны — гармония яркой живописи, а с другой — плотные, темные мазки.

Ирландия заняла достойная место в экспозиции. Они выдали Хью Дугласа Хамильтона “Амур и Психею” (1792-1793). Автор начал писать картину после путешествия по Италии. И в своей работе удачно продемонстрировал не только совершенное владение техникой живописи, но и отличное знание вкусов того времени.

Германия выдала портрет “Кайзер Фердинант” (1550-1555) кисти Иоганна Боксберга Старшего. Он написан в духе знаменитых портретистов того времени — Якоба Эайзенггера и Тициана. Именно по этому многие годы авторство портрета приписывали Эайзенггеру. Однако высоколобые ученые восстановили справедливость и доказали подлинность кисти Иоганна Боксберга Старшего.

На выставку Испанцы привезли свое “все” — Пабло Пикассо. А именно – “Памятник испанцам, павшим за Францию” (1945-1947). В этом произведении есть основной мотив художника – натюрморт, а внизу черепа. Но поскольку главный мотив картины – окончание войны, то здесь эксперты находят нереальную находку – стремление Пикассо идентифицировать страдания жертв войны со Страстями Христовыми.

Французы оторвали от сердца Анри Матисса, “Натюрморт с зеленым буфетом” (1928). Вот что писал современник художника Жак Генн: “Вот одно из самых завершенных полотен Матисса – произведение которое публика могла бы поставить в один ряд с Сезанном...”

P.S.

— Каждая страна уверена, что выдала шедевры. — комментирует куратор выставки Екатерина Селезнева. — А если кому-то представленные художники покажутся не известными или мало интересными, то это проблема уже нашего образования и воспитания.... Имейте в виду, что на Западе нашего Сурикова считают художником местного значения...

 



Партнеры