«Частные банки Таиланда стараются быть подальше от политики»

Прасарн ТРАИРАТВОРАКУЛ – президент таиландского банка «Касикорбанк», одного из крупнейших финансовых частных учреждений в Юго-Восточной Азии. Он окончил Гарвардский университет, ему 53 года. До работы на посту президента «Касикорнбанка» возглавлял правительственную комиссию Таиланда по финансовым бумагам. В течение десяти лет работал на руководящих должностях в «Бэнк оф Таиланд». О тонкостях азиатской банковской системы он рассказал в интервью корреспонденту «ДЛ» Юрию Сигову.

«ДЛ»: До сих пор считается, что Таиланд, как быстрый и ловкий «азиатский тигр», поднявшийся в конце 80-х годов, переживает ныне бурный экономический рост. Вместе с тем и на вашу страну не могут не оказывать существенного негативного влияния высокие мировые цены на нефть. Тем более что в отличие от географических соседей – Малайзии и Индонезии – своей нефти у Таиланда нет…
Прасарн Траиратворакул: В Таиланде по сравнению с нашими региональными соседями – очень открытая экономика. А посему в развитии страны всегда будут присутствовать определенные риски, вызванные мировой конъюнктурой цен и на энергоресурсы, и на другое сырье. Специалисты предсказывают падение темпов роста экономики США и Китая, рост потребления энергоресурсов в мире, что неизбежно скажется и на нас. Однако мы считаем, что мировая цена на нефть все же непременно будет снижаться, если, разумеется, в мире не произойдет каких-то непредвиденных политических катаклизмов в основных районах добычи и экспорта нефти.
«ДЛ»: Каковы взаимоотношения в Таиланде между властью и частным сектором, в частности – банковским? Как эти отношения частным банкам выстраивать и кто на кого может оказывать при этом давление: частный сектор на правительство или наоборот?

П.Т.: В Таиланде сегодня частный сектор составляет 80%, и только 20% – государственный. Следовательно, именно частный сектор сейчас определяет те правила игры, которые у нас существуют на рынке капиталов и внутренней торговли. Большинство бизнесов в Таиланде никак не связаны с правительственными структурами. Однако, скажем, практически весь энергетический сектор тесно координирует свою работу с правительством.
Что же касается банковского сектора, то он находится как бы посередине: банки у нас и с правительством взаимодействуют, и частные риски берут на себя. К тому же не забывайте, что ежегодно на рынок труда в Таиланде попадает примерно 1% населения страны (от 77 миллионов человек), так что и правительству, и частному сектору есть над чем ломать голову.
Учтите также, что правительство в Таиланде не владеет акциями частных банков и сотрудникам правительства и госчиновникам у нас запрещено иметь в собственности такие акции. Однако члены правительства все равно в состоянии опосредованно влиять на политику частного сектора в Таиланде.
Те же бизнесы, которые имеют у нас тесные связи с правительством, обычно получают «наверху» квоты и разного рода разрешения. Это в основном компании в сфере телекоммуникаций, строительства, энергетического сектора.
При этом некоторые члены правительства Таиланда продолжают сохранять влияние в бизнесе, если у них есть во владении не более 5% акций компании. Если же процент таких акций больше, то работающие в правительстве министры и чиновники должны законодательно перевести свои акции и бизнес на детей и других родственников.
Я считаю, что для того, чтобы избежать неизбежных в подобных случаях конфликтов интересов, нам надо установить четкие и понятные правила, чтобы не было злоупотребления властью и власть не могла вмешиваться в работу частного бизнеса. Также само законодательство должно быть прозрачным и не меняться под каждого вновь приходящего во власть руководителя.
«ДЛ»: Советует ли вам правительство страны, куда вкладывать деньги акционеров частного банка? И насколько частный банк в Таиланде может быть свободен от «дружеских указаний» того же премьер-министра?

П.Т.: Не думаю, что на нас и другие банки в стране будет давить правительство, советовать, куда вкладывать наши средства. Банковской системе Таиланда всего 60 лет, однако она без всякого вмешательства сверху и указаний руководства страны стала одной из самых четко работающих и надежных в Юго-Восточной Азии.
К тому же раньше экономика Таиланда зависела во многом от сельскохозяйственного сектора, он определял приоритеты вкладывания финансовых средств. Однако за последние 15 лет ситуация в корне изменилась. Сейчас частные банки не только Таиланда, но и ряда других государств Юго-Восточной Азии специализируются на отдельных сферах экономики. При этом правительство страны в принципе может вмешиваться в работу частных банков, но не в суть проводимой банками финансовой политики.
«ДЛ»: Насколько для современных азиатских банков важна работа на мировых рынках?

П.Т.: Работать на внешних рынках, конечно же, надо, но необходимо тщательно выбирать те точки, где это выгодно, а не просто расширять свое присутствие за границей для чисто номинального престижа. У нас, например, был период, когда банк планировал расширяться в Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе, Японии, Китае.
Сейчас же все наши интересы сфокусированы на странах АСЕАН, Китае и Японии. Наш банк ушел из Лондона и Нью-Йорка, потому что там оказалась очень сильна конкуренция. А просто присутствовать в звучных местах ради номинального престижа, по нашему мнению, просто не имеет смысла.
«ДЛ»: Насколько серьезна проблема коррупции в банковском секторе Таиланда и как с этим злом вы предлагаете бороться?

П.Т.: Я сам несколько лет работал в правительстве страны и считаю, что «хорошее управление» в Таиланде за десять последних лет все равно сделало свое дело. Стало больше порядка, больше корпоративной прозрачности. Как бы банковский сектор ни критиковали, нам общими усилиями удалось поднять банковскую культуру, сделать их деятельность более понятной для клиентов.
В работе банков во всем мире всегда очень много рисков, и если это не учитывать, то любой, даже крепкий банк просто обвалится.
Соблюдение существующих законов, высокая самодисциплина, прозрачность учета и финансов – вот те основы, которые могут предотвратить появление коррупции в бизнесе.
«ДЛ»: А поддерживают ли тайские частные банки политические партии, в частности – оппозиционные?

П.Т.: До 1997 года некоторые банки в нашей стране (кто открыто, кто опосредованно) поддерживали политические партии и отдельных политических лидеров. Но сейчас большинство частных банковских структур в Таиланде стараются быть как можно дальше от политики и не вмешиваться ни в предвыборную борьбу, ни в «раскручивание» каких-то отдельных личностей.
«ДЛ»: Нужно ли, на ваш взгляд, сохранять современные международные финансовые организации – МВФ, Всемирный банк, Международную финансовую корпорацию – или их можно упразднить за ненадобностью?

П.Т.: Необходимо все эти организации как можно быстрее адаптировать к современным требованиям непрерывно развивающихся рынков. Тогда вопрос о том, нужны ли международные финансовые механизмы, возникать не будет.
  
Бангкок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру