Кляуза на Яузу

Приток Москвы-реки “питается” холодильниками, автомобилями и даже людьми

28 мая 2007 в 00:00, просмотров: 913

  “Плыла-качалась лодочка по Яузе-реке...” — всплывают в памяти строки из песни культового фильма “Верные друзья”. Именно так все и было: только не на лодочке, а на небольшом катере плыли-покачивались журналисты “МК” и сотрудники ГУП “Мосводосток”. “Мы завершили подготовку реки к эксплуатации, теперь водные просторы Яузы могут бороздить малые суда”, — говорит начальник технического флота Адольф Парахин. Но чтобы речная флотилия свободно разрезала водную гладь, из речушки пришлось вывезти полторы тысячи кубометров ила, тонны плавающего мусора, утопленные кресла, стулья, раковины, холодильники, арматуру и даже труп человека. Как чистили Яузу, узнал корреспондент “МК”.
     Катер резво идет по узкому каналу, оставляя за собой пенистые волны. Закатанные в бетон берега Яузы в высоту достигают 3 метров. От устья реки до плотины, где построен гидроузел, примерно 3 км. А выше плотины — еще 6 км. Чтобы привести реку в божеский вид, сотрудникам “Мосводостока” пришлось попотеть. Каждый день специальные катера-мусоросборщики собирают с поверхности реки 5—8 кубометров всевозможного хлама (полный кузов самосвала). И если ваши представления о плавающем мусоре ограничиваются пластиковыми бутылками и банками, то вы мелко плаваете.
     — Холодильники, стиральные машины, железные трубы, бревна, тумбы, которыми ограждают набережную, детские коляски, скамейки из ближайшего парка… Продолжить список находок? — говорит г-н Парахин.
     Достаются такие крупногабаритные отходы специальным плавучим краном. Выглядит это так: вдоль берега идет корабль, на борту которого прикреплен кран с десятиметровой стрелой и большим ковшом. Раскрытые “челюсти” ковша опускаются на дно реки, а потом сжимаются, собирая донный сор. Затем ковш поднимается из воды и вываливает ил, грунт и прочий мусор в специальный отсек. И что только не загребают “железные челюсти” спецтехники. Впрочем, после 30 лет работы Адольфа Даниловича уже не удивляют пистолеты, которые регулярно топят в реке, и “железные кони”, которые также за ненадобностью отправляют на дно.
     Хорошо еще, что у Яузы берега высокие, с таким крупногабаритным мусором особо не развернешься. А из Москвы-реки, где берега пологие, только в этом году достали три автомобиля. Правда, был один случай, который поразил даже бывалого Адольфа Даниловича:
     — Лет 6—7 назад из Яузы, в районе Преображенской набережной, достали мертвого мужчину, привязанного проволокой к бетонной свае. Слава богу, не в мою смену, но труп все равно довелось увидеть.
     Тем временем люди на борту катера оживились: “Посмотрите, прямо нам навстречу движется “Рыжик”, — сказал пресс-секретарь “Мосводостока” Игорь Епифанов. “Рыжиком” ласково называют катер-мусоросборщик ярко-оранжевого цвета. С борта которого, ловко орудуя сачками, вылавливают плавающие бутылки два парня. Когда мы поравнялись с судном, стал отчетливо виден большой решетчатый ковш. Корабль-чистильщик опускал его впереди себя, чтобы на прутьях оседал мусор. Его потом грузили в контейнер, а затем весь хлам попадал в специальные баржи. Уже с барж мусор отправлялся на полигоны для утилизации.
     …Спустя пять минут подходим к гидроузлу Яузы. Все, дальше судна пройти не могут — мешает плотина (разница в уровнях воды по ту и эту сторону — 4 метра. — “МК”). Но, как говорится, “и невозможное возможно”. Как? С помощью шлюза.
     — Теплоход заходит в шлюзовую камеру, и нижние ворота герметично закрываются. Потом камера заполняется водой, которая льется из галереи плотины. Когда верхние бьефы с двух сторон сравняются, опускаются верхние ворота, и судно легко проходит вверх по течению, — поясняет начальник гидроузла на реке Яуза Владимир Беляев.
     Механическая начинка гидроузла работает уже 70 лет и до сих пор в прекрасном состоянии. Регулярно меняется только электрическое управление пульта. И еще. Это сейчас по Яузе запросто рассекают малые суда, а до постройки плотины река была в два раза уже.
     Чуть подальше плотины стоит мусоросборщик и огромная баржа, заваленная бревнами, деревянными ящиками, канистрами, арматурой и т.д.
     — Это все за одну смену выловили, — окидывая взглядом горы мусора, говорит сменный капитан первого помощника механика теплохода “ОЗОН-4” Валерий Анучин. И поясняет: смена с 8 утра до 20 вечера.
     
      СПРАВКА "МК"
     Река Яуза — наиболее крупный левый приток Москвы-реки. Общая протяженность — 48 км, из них 30 км в городе. Свое начало берет в районе г. Мытищи и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста. В конце 1930-х русло Яузы было расширено в два раза (до 25 м). В 1936 году началось строительство гидроузла, который превратил Яузу в судоходную реку.



    Партнеры