Путь к самолетам “Аэрофлота” лежит через интернет

Топ-менеджер авиакомпании ответил на вопросы читателей “МК”

31 мая 2007 в 00:00, просмотров: 1937

   А вы летаете самолетами “Аэрофлота”? А как покупаете билет? По старинке бежите в офис авиакомпании? Стоите в очереди?
      Напрасно. “Аэрофлот” уже продает билеты через Интернет. А через месяц начнет выдавать пассажирам электронные билеты. О том, как покупать такие билеты, каким образом их оплачивать, а также о надежности Интернет-продаж читатели “МК” дотошно расспросили в ходе “прямой“ линии заместителя генерального директора, директора департамента по информационным технологиям компании “Аэрофлот” Сергея КИРЮШИНА.

      Читайте, в газетную версию мы вынесли самые интересные вопросы-ответы.
     
     

Бронь — движением пальца

     
     — Слышала, что можно купить билет на самолет через Интернет. Объясните, как это работает?
     — Заказывая билеты через Интернет, люди обычно не испытывают сложностей. В принципе, это стандартная операция. Она используется во всем мире.
     Все очень просто. Вы заходите на сайт “Аэрофлота” в Интернете www.aeroflot.ru, смотрите раздел “Бронирование”, где указаны все маршруты и тарифы, выбираете нужный рейс и одним нажатием компьютерной клавиши бронируете билет. Приготовьте паспорт: бронируя билет, вам придется ввести паспортные данные. Часто летающим пассажирам достаточно указать их всего один раз: информация останется в компьютерной базе, поэтому бронируя билеты на другие рейсы, повторно вводить данные паспорта уже не нужно.
     — Как платить за такие билеты?
     — Оплатить забронированный билет можно наличными в офисах “Аэрофлота” или безналично пластиковой картой через Интернет. Последний способ — самый удобный, позволяет экономить пассажирам свои силы и время. Одно условие: после того, как вы забронируете билет через Интернет, необходимо оплатить его в течение 24 часов.
     
     — Как платят пластиковой картой через Интернет?
     — Просто в компьютер водят ее номер — и все. После этого по защищенному каналу в режиме шифрации мы производим авторизацию пластиковых карточек. Если она прошла успешно, мы оформляем электронный или бумажный билет.
     Замечу: информация специально передается к нам на сервер в шифрованном виде, чтобы никто не мог воспользоваться данными пластиковой карты пассажира. После оплаты пассажир получает право лететь на самолете.
     
     — Если я оформила и оплатила заказ, дадут ли мне что-то на руки типа билета? Когда? Где? И как доказать, что я — это я и действительно купила билет на самолет?
     — После оплаты через Интернет пассажир получает уведомление об успешной авторизации его пластиковой карты. Кроме того, через Интернет ему высылают маршрут-квитанцию, где указывают всю информацию о перелете (для рейсов, где введен электронный билет). Этой информации достаточно для того, чтобы пассажир мог прийти в любой офис “Аэрофлота” и конвертировать ее в бумажный билет. Впрочем, если время дорого, с маршрут-квитанцией можно сразу ехать в аэропорт и садиться на рейс (с июня, после запуска технологии электронных билетов). Так работают все авиакомпании в мире.
     
     — Маршрут-квитанция является электронным билетом?
     — Нет, это разные вещи.
     
     — Но она — юридический документ?
     — Нет. Маршрут-квитанция не юридический документ, но ее достаточно, чтобы наша авиакомпания выполнила свои обязательства по перевозке. Очень скоро при оплате через Интернет пластиковой картой у нас централизованно будет выпускаться контрольно-кассовый чек, который при желании пассажир сможет забрать в офисе “Аэрофлота”. Чтобы совсем не волноваться, можно заказать билет через Интернет, а оплатить его, уже придя в офис. Убежден, со временем вы убедитесь, что волнения ваши беспочвенны.
     
     

Страхи и виртуальные ошибки

     
     — Покупала билет через Интернет. На сайте была заявлена одна цена — на деле вышла другая. Почему так? Как быть?
     — Если вы платите через Интернет, такие ситуации вообще исключены: списание происходит по указанному тарифу. В тех случаях, когда вы забронируете билет через Интернет и выкупаете его в течение 24 часов в офисе, цена “замораживается”.
     Впрочем, если такая неприятная ситуация с вами произошла, то советую обратиться в один из наших центров информации бронирования и по телефонам: 8-800-333-55-55 и московскому номеру: 223-55-55, где можно всегда выяснить всю информацию. Впрочем, если пассажир оплачивает забронированный билет позже положенного срока (24 часов), цена билета может измениться.
     
     — Может быть, это была компьютерная ошибка?
     — Компьютерные ошибки, конечно, возможны, но на самом деле они случаются редко. Скорее всего, вы увидели на сайте рекламное объявление с самыми низкими на тот момент тарифами, но на момент покупки билета такого дешевого тарифа уже могло не остаться.
     
     — Как планируете обезопасить себя от мошенников или так называемых “сайтов-дублеров”? Вдруг я заплачу деньги, а потом окажется, что воспользовалась не вашим, а похожим на ваш сайтом?
     — Конечно, предположить можно все что угодно, но на самом деле это достаточно экзотическое мошенничество, которое потребует значительной работы. Причем силы и время, потраченные мошенниками на создание такого сайта, не оправдают их надежд и не окупят себя. Мы проводим ежедневный мониторинг Интернет-продаж. Пока таких не было. В качестве меры предосторожности можно порекомендовать не производить бронирование по ссылкам, полученным по электронной почте, либо по ссылкам, размещенным на других сайтах, а также обращать внимание на то, что при вводе ваших данных соединение закрыто SSL, а сертификат сайта совпадает с его именем и не отозван.
     
     — Планируется ли ввести оплату за авиабилеты через Интернет банковской картой или средствами электронных платежей? Когда?
     Мы уже принимаем к оплате банковские карты и делаем это с лета прошлого года. Мы ввели такую схему, потому что это очень удобно и такая практика существует во всех крупных авиакомпаниях мира. Активность наших пассажиров, расплачивающихся банковской картой через Интернет, постоянно растет. “Аэрофлот” ежемесячно продает билеты через Интернет на 4—5 млн. долларов. Каждую неделю количество таких билетов увеличивается на 5%.
     
     — Это много?
     — Много, но надеемся, что будет значительно больше. Нас радует, что эта услуга востребована и пользуется большим спросом. Уже сегодня более 60% забронированных билетов оплачивается через Интернет в режиме он-лайн, оставшиеся 40% предпочитают расплачиваться наличными, приезжая в офис.
     
     

Электронные билеты и хакеры

     
     — Когда вы введете электронные билеты? Известные европейские компании с ними уже работают.
     — Электронные билеты появятся уже этим летом. Впрочем, первое время они будут работать не на всех, а лишь на 30 направлениях. До конца этого года мы планируем увеличить число таких маршрутов до 50, а уже в следующем году охватить электронными билетами всю маршрутную сеть “Аэрофлота”. И пассажирам не придется приезжать за бумажными билетами в офис, стоять в очереди.
     
     — Как будут работать электронные билеты?
     — Очень просто. Человек бронирует билет через Интернет, оплачивает его пластиковой картой, а в день отлета с паспортом приходит в аэропорт и улетает. В подтверждение об оплате таким пассажирам будут высылать маршрут-квитанции или, если они обращаются за билетом в офис, станут выдавать соответствующую распечатку.
     
     — Электронный билет — это что-то виртуальное?
     — Электронный билет — это запись в компьютерной базе данных. В отличие от бумажного билета, который является формой строгой отчетности, его выпуск и обработка не требуют колоссальных трудозатрат. Электронные билеты в значительной степени упрощают работу с ними авиакомпаниям.
     
     — При покупке билетов в кассе всегда просят паспорт и “пробивают” его по базе данных для того, чтобы выявить неблагонадежных людей: лиц, находящихся в федеральном розыске, дебоширов, хулиганов и тех, кто находится в черных списках компании. Как вы будете проверять людей и отсеивать общественно опасных, если эти “товарищи” купят билеты через Интернет?
     — При покупке билета через Интернет пассажиры обязательно вводят свои паспортные данные, которые мы проверяем и анализируем. В тех случаях, если пассажир вводит неправильные (фальшивые или не свои) паспортные данные, это тоже будет обнаружено, но уже в аэропорту при регистрации на рейс, где паспорт еще раз тщательно проверят.
     
     — При электронной покупке билетов возможна ли их перепродажа? Не окажется ли так, что билетов продано больше, чем мест?
     — Перепродажа и продажа большего количества билетов, чем мест на один рейс — вопрос коммерческой политики авиакомпании и нормальная международная практика. При этом неважно, какие билеты продают: бумажные или электронные. Такие продажи, как правило, применяются для ряда рейсов, салонов эконом-класса, чтобы самолеты не летали полупустыми, потому что пассажиры выкупают меньше билетов, чем бронируют и, кроме того, существует практика возврата билетов непосредственно перед рейсом и даже неявка пассажиров с купленными билетами. Кстати, на Западе практика перепродаж билетов применяется авиакомпаниями в гораздо более крупных масштабах, чем у нас.
     
     — Возможно ли перерегистрировать билет на другой рейс, если бумажного билета нет?
     — Для возврата или обмена билетов нет никакой разницы, бумажный это билет или электронный. Авиакомпания обязана в соответствии со своими правилами обменять или принять обратно билет, не требуя предъявления бумажного билета, поскольку вся необходимая информация о пассажире есть в базе данных. Однако, следует иметь в виду, что существуют тарифы, не предусматривающие возврат.
     
     — Не боитесь ли вы хакерских атак со стороны недобросовестных конкурентов? Вдруг они подбросят в ваш компьютер вирус? Информация о купленном мной билете пропадет, а деньги уже заплачены. Страшно.
     — С вирусами мы, равно как и все компании, имеющие свои Интернет-порталы, сталкиваемся постоянно и ежедневно. Поэтому уверенно говорю: вирусы могут парализовать работу отдельных персональных компьютеров, в том числе остановить на некоторое время продажу билетов через Интернет, но они не способны затронуть основную базу данных, хранящуюся на специальных серверах. Добраться до них практически невозможно. В добавок ко всему, эта информация серьезно защищена.
     Повторюсь: мы каждый день боремся с вирусами и спамом. Это, к сожалению, нормальная практика. Мы этого не боимся. Заверяю вас: мы умеем отражать хакерские атаки и, в случае чего, сможем быстро возобновить продажу билетов через Интернет.
     
     — У меня есть друг, он живет в другом городе. Могу ли я купить для него билет и какие документы для этого мне понадобятся?
     — Можете без проблем. Заходите в Интернет и забивайте в нужную строку паспортные данные друга. И все. Точно так же, например, отец может купить билет для дочери, где бы она ни находилась, и т.д. Очень удобно.
     
     — Если я заболел и не смог улететь, как вернуть деньги за билет, купленный через Интернет?
     — Нужно прийти в наш офис и получить за этот билет деньги. Предупреждаю сразу: если билет был оплачен пластиковой картой, возврат будет осуществлен безналично — перечислением денег на счет банковской карты, с которой был осуществлен платеж. Мы так поступаем, чтобы обеспечить дополнительную безопасность авиакомпании. Если билет был куплен за наличные, то возврат осуществляется наличными в офисе через кассу. При этом для определенных тарифов будет удержан штраф.



Партнеры