“Арт” наступил в июне

Открыт первый частный музей актуального искусства

  “Если вы считаете, что нарисуете черный квадрат лучше Малевича, можете смело начинать”, — предлагают всем желающим учредители нового московского музея. Нет, не русского арта, а просто актуального искусства.
     
     В центре Москвы открылся первый частный музей — “Арт-4” По сравнению с галерейным бизнесом открытие музея и бизнесом-то не назовешь. Он убыточен по определению, но в то же время музей за счет своего статуса остается вне конкуренции. Игорь Маркин собирал свою коллекцию 15 лет, и за это время у него накопилось огромное число работ русских художников 2-й половины ХХ — начала XXI века. Инфанте, Булатов, Кабаков — живая история современного искусства. Причем произведения выбраны этапные, знаковые.
     Развеска картин в музее свободная, примерно по периодам; картинами заполнено почти все пространство стены, как это было у Павла Третьякова, когда тот сделал свою коллекцию доступной для народа. И в брошюрах, и в каталогах Маркина навязчиво сравнивают с Третьяковым, хотя тот вход в музей сделал свободным для всех желающих, а для того чтобы попасть в музей к Маркину, придется заплатить столько же, сколько иностранцу за Третьяковку.
     Первое, что здесь бросается в глаза, — отсутствие табличек. Названия понравившейся картины можно будет посмотреть на дисплеях, установленных в залах. Там же можно прочитать о художнике и посмотреть другие его работы. Эта демократичная задумка имеет свои положительные стороны и большое будущее. Еще одно нововведение — система зрительского голосования “за” и “против”. Картина, набирающая большинство голосов, остается в экспозиции, а наименее популярная уходит в хранилище.
     — А кто ваш зритель, на какую аудиторию вы рассчитываете? — спрашиваем г-на Маркина.
     — Наша задача — привлечь публику из кинотеатров, модных кафе, клубов. Просто те музеи, которые сейчас есть, современную публику не интересуют. Поэтому мы и делаем современный музей с хорошей атмосферой, чтобы туда было также приятно ходить, как и в кино. У нас будет выставлено около 100 художников, чтобы показать историю искусства репрезентативно, с разными ответвлениями, чтобы привлечь публику в том числе и скандальными работами, которые легче доходят до сознания.
     И скандала на выставке предостаточно. Например, картина Тергоняна в виде трех букв, как бы прорезанных на желтом фоне. Как мне объяснили, ее прообраз — работа “великого” итальянского художника Фантанаиса, что просто прорезал холст и выставлял его; а еще более великий Тергонян взял и наделил эти прорези в холсте простым и понятным для всех смыслом.
     В результате может получиться так: в музей придут “реальные пацаны” и дружно “заценят” картину из трех букв. Многие, не менее достойные работы уйдут в хранилище, а эта останется висеть; и публика, которая придет в музей, наконец поймет, каким должно быть современное искусство. И это еще не все. В погоне за оригинальностью вступительная статья к шикарному каталогу музея написана чистым матом.
     — Сейчас правила такие, — говорит Игорь Маркин, — искусствоведы объясняют произведение своим сложным птичьим языком, и получается, что статью сложнее понять, чем само произведение. Объяснение должно быть проще, чем картина, — тогда можно прочитать и что-то понять. Вот мы и написали эту статью простым современным “особенным языком”. Это некий вызов традиционному искусствоведению: мы поставили с ног на голову все.
     Что ж, новый музей может стать в том числе необходимым звеном между тюрягой и Третьяковкой; ступеньки для тех, кто тянется к искусству, но пока способен воспринимать его лишь в упрощенном виде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру