Книжный червь

8 июня 2007 в 14:08, просмотров: 231

Асука Фудзимори
Микрокосмос или теорема Сога
“Официальная история, которую не слишком интересуют здравый смысл и низкая истина, склонна к сочинению более или менее правдоподобных басен”. Такова позиция французской писательницы Асуки Фудзимори. Таков исходный стимул сочинения “более или менее правдоподобных басен” неофициальной истории, полной и здравого смысла, и низких истин.
Исполняет отвязную баркаролу на нервах интереса к не замыленной штампами истории и “Микрокосмос”. Хотя какое отношение к реальности имеет все случившееся в мире вокруг господина Хитоси Сога, здравый смысл разобрать, пожалуй что, затрудняется.
Древнюю фамилию Сога дед Хитоси получил по каким-то там бюрократическим причинам во времена реформы Мэйдзи, когда людям невысокого происхождения позволили иметь фамилии. С этого-то и началась история забитого в детстве мальчика, ставшего математическим гением XX века, приятелем легендарных счетоводов Алана Тьюринга и Курта Геделя.
Все трое плохо кончили. И хуже всех несчастный Хитоси. Безумный садист. Попутно действие утопает в цветущих садах паралогических аллюзий и экскурсов в быт настоящих “троглодитид”, представителей древнего царского рода Сога. Целый эпос о кошмарных монстрах, но вовсе без “мальчиков кровавых в глазах”. В общем интеллектуальный, исторически разоблачительный триллер — “правда-матка”.
 
Марсело Фигерас
Камчатка
Трогательная история. Впрочем, какой еще может быть история, увиденная детскими глазами. Тут уж либо пресловутая жестокость не доросших до “мементо мори” человечков и всевозможные “повелители мух”, либо “детства чистые глазенки”. Впрочем, Фигерас аккуратненько обходит крайности детской темы.
Аргентина 1970-х. В стране военная диктатура. Рассказ о семье, вынужденной скрываться от преследований. Собственно политика вторгается в происходящее в основном в виде “усатого дядьки со злодейским лицом” и “мама куда-то уехала и вернулась поздно”. Гораздо больше рассказчика старшего сына “подпольщиков” интересуют сериал “Захватчики”, мертвые жабы в бассейне и игра “Стратегия”, где нужно захватывать территории земли, в том числе и пресловутую Камчатку. Что-то находящееся на краю света и никому не нужное, а значит, по определению абсолютно свободное.
Однако Камчатка так и остается за пределами насущного мира. Несбыточной, но всегда наличной мечтой. А дни неспешно проходят в освоении окружающего пространства, обретении навыков существования в поисках свободы. Размеренная, неторопливая проза с загнанной куда-то глубоко-глубоко экстатической составляющей. Однако и экстаз, и прорыв ощутимо присутствуют, напряженно пульсируют, не дают спокойно заснуть. В общем-то не допускают к желанной нирване детства с самодостаточностью и уверенностью во всех днях.

Алексей Иванов
Блуда и МУДО
И снова наш замечательный уралец. С зарисовками стагнирующей, но по-прежнему милой и человечной провинции. Граждане самозабвенно пьют, отчаянно надрываются на просторах пола, высокохудожественно матерятся и ищут выходы из непрестанно воссоздающегося положения.
Маленький город Ковязин, оставшийся в стороне от большой истории. Знаменитый разве что развратным купцом Забиякиным. Сейчас там еще есть Дом пионеров, который будет под разными благовидными предлогами закрыт. Вокруг этой безрадостной перспективы и слоняются герои романа, демонстративно проституируя изнанку жизни. Детально, с дотошностью прогрессивных нанотехнологических процессов членит Иванов реальность поступков, крошит в мелкую требуху жизненные основания человеческой деятельности. Создавая полупародийный образ человека, одержимого сексуального животного, отягощенного речевой способностью.
Но это уже даже не сатира. Все гораздо серьезнее. Это отточенный обухообразно-гипнотический метод “сатириаз-реализма”, с добровольно-принудительной фиксацией людей ниже пояса. Жутковатая, апокалиптическая картина постпсихоаналитического растворения человека разумного в человеке желающем. Виртуозное владение автора словом только безмерно усиливает эффект. Настолько, что это художественное произведение вполне может быть использовано в качестве самоучителя вроде “как соблазнить любого за 10 минут”.




Партнеры