Устойчивость к древнему вирусу предопределила пандемию СПИДа

Ученые предполагают, что устойчивость к древнему вирусу обусловила появление пандемии СПИДа.

К такому выводу пришли генетики, которые сравнили последовательности ДНК человека и шимпанзе. В геномах двух родственных видов они искали «следы»  древних вирусов, которые, как известно, встраиваются в ДНК своей «жертвы».

Майкл Эмерман и его коллеги из Исследовательского центра рака им. Фреда Хатчинсона задались вопросом, были ли шимпанзе атакованы вирусом, к которому человек в свое время получил устойчивость. Это, по мнению генетиков, должно было пролить свет на восприимчивость современного человека ко многим вирусам, в том числе и к ВИЧ. Как выяснилось, принятая методология и их предположения оказались абсолютно верны.

ДНК наших самых ближайших сородичей была буквально «пронизана» остатками ныне канувшего в Лету вируса PtERV1. Этот вирус, по-видимому, атаковал шимпанзе и других обезьян приблизительно четыре миллиона лет назад. Древние люди, в отличие от остальных приматов, похоже, выработали специфические системы защиты от этого вируса. К сожалению, возведенные защитные «бастионы» клеток нашего организма, успешно отражавшие вирус PtERV1, не только не позволили отразить  ВИЧ, но и увеличили восприимчивость человека к нему, пишет журнал Science.

PtERV1, как и ВИЧ, относится к классу ретровирусов (генетическая информация записана на молекуле РНК). Группа  Эмермана «обыскала» геном шимпанзе и обнаружила приблизительно 130 копий последовательностей, оставшихся после встраивания в геном этого вируса. В человеческом же геноме следов присутствия PtERV1 обнаружено не было. Ученые предполагают, что когда-то человек обрел специальную защиту против вируса PtERV1, которая оказалась бесполезной против ВИЧ.

Используя ДНК шимпанзе, Эмерман с коллегами восстановил вирус в лабораторных условиях. Заражая клеточные культуры человека этим вирусом, ученые отметили, что они устойчивы к подобной атаке, как выяснилось, защиту от PtERV1 обеспечивал специфический белок TRIM5, препятствовавший вирусу войти в клетки. Ученые продолжили свои эксперименты и дезактивировали этот белок. В результате они обнаружили, что клетки стали уязвимы к PtERV1 и в то же время стали менее восприимчивы к ВИЧ.

«Мы ничего не знаем о том, какую болезнь вызывал PtERV1, – подчеркивает Эмерман, – однако миллионы лет назад устойчивость к этому вирусу предоставила человеку некие эволюционные преимущества».

К сожалению, открытие еще раз подтверждает, что вакцина против СПИДа не будет найдена, полагает Эмерман.

Исходя из полученных исследователями данных, можно предположить, что смысла в поиске вакцины от СПИДа нет, как впрочем, нет его и в поиске лекарства против рака. Над проблемами этих заболеваний работают тысячи людей по всему миру, однако их работа, поглощающая миллионы долларов в год, напоминает порой бег белки в колесе…