Пойдем-ка, брат, в наукоград

Когда однажды московские учителя приехали на экскурсию в Город науки для школьников в Швейцарии, то ужаснулись: “Дети же все сломают!”

28 июня 2007 в 00:00, просмотров: 446

Взрослым сложно понять, что на то они и города науки, чтобы школьники могли познавать сложные физические, химические, генетические и прочие процессы опытным путем. Но времена быстро меняются. Москва переходит к принципиально новой системе обучения. Скоро школяры смогут видеть, как движется ток, кристаллизуется вода, происходит фотосинтез. В столице появятся несколько центров, совмещающих обучение с развлечением. Первый наукоград откроется в конце 2008 года на ВВЦ. Второй (“Технорама”) — в ближайшие три года в Сокольниках. А при Музее космонавтики (в конце года его откроют после реконструкции) уже сейчас работает Детский центр космического образования.

Чем Москва хуже Парижа и Сан-Франциско

В мире же детские наукограды прижились давно. “Эксплаториум” в Сан-Франциско, Парк научных приключений в Бельгии, детские научно-развлекательные центры в Париже, Германии, Японии, Корее… И в странах, где они есть, сразу же зафиксировали возрождение интереса населения к науке и технике.

У нас с этим пока гораздо хуже. В последние годы российским детям естественные предметы даются все труднее: среди 32 стран Россия заняла 26-е место по уровню естественнонаучной грамотности среди 15-летних детей. А еще хуже то, что применять полученные знания в области химии, физики и т.д. на практике наши дети почти не умеют. Не могут толком объяснить, откуда берется гром, почему листья растений зеленые… Причин много. Лабораторное оборудование в школах устарело. Да что там — иногда учителя даже не умеют пользоваться приборами.

— Я преподаю в школе, и в кабинете математики у нас призмы, кубы, параллелепипеды 1954 года выпуска: мы их подклеиваем, латаем сами, — говорит депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.

Еще одна причина в том, что общий объем уроков по естественным наукам сокращается. А учителя часто не успевают следить за последними достижениями науки. Конечно, про землю на трех китах они детям не “втирают”, но знания полувековой давности вдалбливают частенько.

Как побудить интерес детей к исследовательству? Власти уже все придумали. Будущее российского образования — в создании научно-технических познавательных комплексов, музеев увлекательной науки, научных игротек и пр. Скучные лекции по физике и химии уйдут в прошлое. Детей будут учить при помощи ярких образов, игр, а главное — дадут возможность потрогать руками то, что раньше им было недоступно.

Дети будут считать кости и трогать кожу

Год назад в Москве решили открыть первый наукоград (“Город науки, инноваций, технологий и промышленности”) на ВВЦ. Здесь дети через игру смогут познавать сложные явления природы и получать информацию о новых научных достижениях. Если в музеях висят таблички “Руками не трогать!”, то здесь главным станет принцип: “Руками трогать!”

В первую очередь в рамках наукограда построят Парк научных открытий. Он разместится на площади 6 тыс. кв. метров в 20-м павильоне (в апреле его закроют на реконструкцию).

С порога посетитель попадет в “Город открытий”, состоящий из модулей “Здоровье”, “Вода”, “Генетика” и кинотеатра “Атлас планеты”. В “Здоровье” с помощью 40 интерактивных экспонатов дети увидят, как бьется сердце, измерят скорость реакции на звук, потрогают кожу разных животных и сравнят ее с человеческой. Узнают, что в нашем организме 218 костей, чем отличаются мальчики от девочек и почему болит живот в понедельник утром.

В модуле “Генетика” детей ждут секреты генной инженерии, занимательные рассказы о клонировании, изменении генома. При желании можно даже провести научное расследование о существовании снежного человека или измерить длину ДНК (около 300 расстояний от Земли до Солнца). А в театре ученых споров, который расположится тут же, школьники смогут подискутировать на этические темы генетики.

Экспозиция “Вода” начнется с символической прогулки “под дождем”, которая плавно перейдет в обсуждение проблем доступа к “голубому золоту”. Дети смогут сами сделать анализ воды и пр. А вот в кинотеатре “Атлас планеты” на 150 мест, основанном на принципах погружения (экраны на стенах, на потолке и зеркальный пол), их ждут фильмы о состоянии планеты, лесов, морей и пр.

В “Городе инноваций” (следующий модуль) поколению “некст” продемонстрируют новые технологии и разработки российских предприятий, ученых, студентов. Здесь же можно будет встретиться с изобретателями и самим поучаствовать в конкурсах. Для детей заработает и несколько т.н. “ателье”. Например, “Метео” (работа метеостанций), где можно измерить температуру воздуха, силу ветра, составить собственную карту погоды. В ателье “Телестудия” школяры узнают о нелегком труде работников телевидения, а в ателье “Мультимедия” смогут принять участие в игре “Хакер” и обезвредить киберпреступников. Попутно заработают кафе профессий, где молодым предложат базы данных по вакансиям и консультации на предмет “кем стать”.

Для самых маленьких посетителей откроется “Детский городок”, который сильно отличается от рядовых детских площадок. Здесь малыши смогут поиграть со звуками (целой коллекцией), светом, узнать, что скрывается за электрической розеткой и как устроена лампочка. На площадке “Спорт” малыши проверят свое чувство равновесия, боковое и объемное зрение, координацию, узнают, как работают мышцы. Ну а на строительной площадке займутся строительством дома в натуральную величину (из резиновых кирпичей). Их оденут в каски и жилетки, как больших, и позволят примерить на себя по очереди профессии архитектора, каменщика, крановщика, электрика.

Ожидается, что посещать парк открытий будут 300—500 тыс. человек ежегодно. А следующим этапом реализации “Города” станет целый ансамбль сооружений с центральным ядром в виде павильона “Космос”, где наконец перестанут торговать и откроют павильон Вселенной. В нем с помощью новейшей проекционной аппаратуры, световых эффектов, искусственного тумана будут имитировать различные природные явления. Вот где пойдут выездные уроки по истории науки и освоению космоса.

Бери друзей, иди в музей! Или в “Технораму”

Вслед за “Городом науки” в Москве откроется Детский образовательный центр в Сокольниках (он же — “Технорама”). Изначально его предполагалось разместить в Царицыне, но мэр изменил решение (школьникам туда неудобно ездить). О новом центре пока практически ничего не известно — с его точным местом в Сокольниках должны определиться в течение месяца. Ясно лишь, что в отличие от ВВЦ, где сделают упор на бизнес и развлечения, в Сокольниках главным направлением станет образование. Планируемая площадь центра — 25—30 тыс. кв. м. Предполагается, что здесь появится лабораторная база для проведения практикумов и музей увлекательной науки. Ну а посетителями “Технорамы” станут дети любого возраста (вплоть до нулевого, говорят организаторы). Деньги на продвижение проекта центра выделены. Что касается сроков, то Лужков сказал: “Чем раньше, тем лучше”. Но в любом случае на строительство центра уйдет не меньше трех лет. И он будет принимать детей со всей России. Возможно, на территории Сокольников появится даже гостиница для российских школьников.

По мнению чиновников, важное место в образовании детей займут и музеи будущего, напичканные самыми последними достижениями науки и техники. К примеру, возможностью дистанционного доступа к его ресурсам, системами компьютерной имитации (например, управления самолетом), интерактивными электронными гидами в виде карманного компьютера и пр. Одним из таких чудо-музеев станет Мемориальный музей космонавтики (ММК), который должен открыться после реконструкции ко Дню города (6 сентября). Сам музей расширят (добавят 4 тыс. кв. м), его “внутренность” будет напоминать фантастический космический корабль. Да и территорию вокруг музея будет не узнать. Предполагается, что от его здания в направлении кинотеатра “Космос” протянется аллея Героев космоса. В ее начале установят два больших глобуса — Земли и звездного неба. Вдоль аллеи — пятиконечные звезды, символизирующие основные этапы покорения космоса. А в центре — макет Солнечной системы. Аллея и окружающий мемориал сквер украсят “оригинальными световыми мачтами, скамейками с подсветкой” и пр. Всероссийский центр аэрокосмического образования для детей и молодежи, который уже работает на базе музея, расширят.

Кстати, современные школьники уже начали забывать, что первый космонавт — россиянин. Вот поэтому их и решили знакомить с последними достижениями отечественной космонавтики. В детском центре ММК школьники изучают передовые информационные и космические технологии, анализируют данные спутникового мониторинга, изучают температурную карту Москвы, занимаются обработкой космоснимков в детском молодежном дизайн-бюро. Кстати, в здании обновленного музея заработает пункт приема изображений со спутников. Преподают детям педагоги из ведущих вузов страны (включая МГУ им. Ломоносова).

А в течение этого года в рамках образовательного космического проекта “Прозрачный мир” планируется сконструировать и запустить микроспутник весом всего 12 кг, на борту которого будет оптическая камера для съемки Земли. Изображения с нее смогут принимать не только российские, но и зарубежные школы и вузы. Микроспутник поможет определять источники загрязнения вод, обнаруживать пожары, районы наводнений и пр. На следующем этапе предполагается запустить 5—6 микроспутников, которые обеспечат обзор всей поверхности земли в течение суток. Кстати, космические изображения уже давно используются в образовательном процессе. В мире широко распространены микроскопические образовательные спутники, в МГУ им. Ломоносова есть образовательный спутник “Университетский”. Данные спутникового мониторинга Земли можно использовать в преподавании, к примеру, истории культуры, считают ученые.

В общем, Москва уже вступила на новый путь образования детей. И такой увлекательный процесс обучения, полагают чиновники, приостановит процесс утечки мозгов из нашей страны. Следующим этапом станет “клонирование” наукоградов по России.



Партнеры