Книги по религиозной тематике, иконы, иконостасы — здесь каждый экспонат выставлен впервые. Памятники старины глубокой разместили в двух небольших зальчиках палаты. И даже не верится, что вот, к примеру, “Четвероевангелие в окладе” изучал сам Михаил Романов. Книга в роскошном окладе: серебро, драгоценные камни, жемчуга, золочение.
— Все же один из самых уникальных экспонатов — “Чудо Архангела Михаила в Хонех, с шестьюдесятью девятью клеймами ангельских деяний”, — рассказывает куратор выставки Виктория Меняйло. — Он же был больше прочих утрачен.
Это кажется почти нереальным — на иконе поместились 69 сценок деяний архангела Михаила. Автор, писавший ее в 1630-е годы, достигал особого колорита с помощью таких оттенков, как рыжевато-коричневый, красный, темно-сине-зеленый, голубовато-зеленый.
А вот и экспонат, который уж очень редко покидает стены Оружейной палаты, — “Шлем — шапка ерихонская” — в ней красовался сам царь Михаил Федорович. Выполнена из золота, жемчугов, шелковой ткани и драгкамней. Возможно, к иконописи она и не имеет отношения, но является ярким образчиком декоративно-прикладного искусства первой половины XVII века.
— После окончания смуты, освобождения Москвы в 1612 году и венчания на царство Михаила Романова началось возрождение России и Москвы, — рассказывает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — В кремлевских мастерских создавался новый стиль, в котором слились традиции искусства Москвы XVI века, местные особенности и элементы западноевропейского искусства.
Вот в результате этого синтеза и появлялись уникальные техники, с помощью которых создавались экспонаты выставки. Кстати, корпели над реставрацией долгих три года. Не обошлось и без громких открытий — исследователям удалось даже установить авторство некоторых икон: Истомы Савина и его сыновей Никифора и Назария, работавших для патриарха Филарета, для царя Михаила Федоровича и для “именитых людей” Строгановых; Новгородца Третьяка Гаврилова Кущникова, Марка Матвеева, Якова Казанца.
Выставка продлится до конца октября.