Боевики состроили хорошую мину

В Чечне прошла акция устрашения властей

В Грозном обезврежен начиненный взрывчаткой автомобиль, сообщает Интерфакс. Первые лица МВД Чечни заявили, что боевики собирались провести теракт с многочисленными жертвами. По мнению обозревателя “МК”, в этот раз боевики ничего взрывать не собирались. Просто продемонстрировали всем свои возможности.

Вечером в понедельник в Грозном на перекрестке улиц Сайханова и Возрождения прогремел взрыв. Целью неизвестного взрывника, управлявшего фугасом по радио, стал милицейский патруль из трех человек. Один милиционер ранен. На место подрыва приехали начальник штаба МВД Чечни, он же временно исполняющий обязанности министра внутренних дел Ахмед Дакаев, следственно-оперативная группа, состоящая из сотрудников УБОПа и ФСБ, а также саперы военной комендатуры Октябрьского района.

Опера и саперы прочесали территорию. В 20 метрах от места взрыва обнаружили “Жигули” с фугасом куда более мощным, чем тот, который закладывали на патрульных. В салоне стояло ведро с пластитом, начиненным обрезками арматуры. От взрывного устройства были отведены провода. Также в машине находилась радиостанция “Кенвуд”.

— Несомненно, преступники преследовали цель совершить теракт с многочисленными жертвами, а подрыв первого фугаса и начиненная взрывчаткой машина имеют между собой связь, — немедленно заявил журналистам начальник штаба МВД Ахмед Дакаев. — Преступники планировали вызвать широкий резонанс в республике и за ее пределами и таким образом создать видимость наличия силы у террористов.

Полагаю, однако, что Ахмед Саидович не во всем прав. “Наличие силы” террористы продемонстрировали, но вот взрывать машину не собирались, а “широкий резонанс в республике и за ее пределами” террористам сам Дакаев и обеспечил.

Что такое перекресток улиц Сайханова и Возрождения? Именно на этом пересечении, второй дом от угла, располагался офис бывшего министра промышленности Мусы Дошукаева. Здесь же и по сей день проживает начальник управления собственной безопасности МВД Чечни Шарпуди Ларсанов. А рядом живет его младший брат Сайпуди — начальник РОВД Октябрьского района Грозного. Улица Сайханова идет от площади Минутка в сторону нового автовокзала и Черноречья на выезд из города, это одна из оживленных городских трасс. При советской власти по Сайханова ходил трамвай №3, чей маршрут пролегал через весь город от Заводского района до Черноречья. И хотя практически каждый дом здесь отмечен войной, улица достаточно плотно заселена и обустроена — автосервисы-разборки, шиномонтаж, магазинчики.

Подумаем за врага, решившего взорвать эту идиллию для пущего резонанса. Подготовка теракта обошлась ему недешево, уже установлено, что машина не угнанная, а куплена. А это — не менее тысячи долларов. И вот такой человек планирует изощренный теракт. Сначала взорвать слабый фугас, а когда на место взрыва съедутся саперы, оперативники и начальники, взорвать фугас главный. Причем можно было не сомневаться, что на первый подрыв в центре города прибудет сам министр внутренних дел или его заместитель. Подрывник не мог не знать, что саперы сразу по приезду включат генератор помех, так называемую пелену, и подрыв по радиосигналу или проводам станет невозможным. Ничто не мешало фугаснику установить часовой механизм минут на двадцать, а салон “Жигулей” для надежности заминировать обычной растяжкой, чтобы саперы не успели обезвредить машину за короткий срок. Вместо этого подрывник оставляет готовую к подрыву машину на видном месте в явном расчете на то, что ее обнаружат.

Отметим: террорист прекрасно разбирается в психологии милиционеров. По уму этот неразорвавшийся фугас стоило бы засекретить. Потому что его обнаружение говорит отнюдь не в пользу властей, а именно — о том, что боевики располагают достаточными средствами, чтобы купить машину для подрыва, мощным взрывчатым веществом пластитом и оперативными возможностями для того, чтобы установить заряженный автомобиль практически в центре города. И осуществить все это так скрытно, что злоумышленников не могут найти.

Но какой мент устоит перед искушением отрапортовать о своем успехе, предотвращении кровавого теракта, перед возможностью срубить очередную “палку”, как выражаются опера, для квартального отчета. А в результате вся Россия узнала о том, что террористы могут в любой момент организовать теракт в центре мирного Грозного с огромными человеческими жертвами. Ведь что такое ведро пластита с обрезками арматуры? В тротиловом эквиваленте это взрыв 30 кг взрывчатки со сплошным поражением метров в 200. Одним таким взрывом можно обрушить всю благостную картину возрождающейся Чечни.

Есть и еще один идеологический аспект. Боевики пытаются внушить населению, что они не воюют против гражданских — исключительно против власти. Старый прием, применяемый в Ингушетии и в Грозном в июне—августе 2004-го, когда боевики на своих летучих постах расстреливали только тех, кто предъявлял служебные удостоверения, и в Нальчике в октябре 2005-го, когда вся агрессия была направлена на административные здания столицы Кабардино-Балкарии, и в Дагестане, где террористы охотились исключительно на милиционеров.

Тем самым боевики обеспечивают себе хоть какую-то лояльность со стороны обывателя. Во всяком случае, никто не станет проявлять гражданскую позицию с риском для жизни. Лицемерный этот прием прост, однако работает безотказно. Иначе как боевики смогли разместить два фугаса на глазах жителей одной из оживленных улиц чеченской столицы?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру