Михаил Вышегородцев:

“Перед нами стоит задача переструктурировать московский малый бизнес”

8 июля 2007 в 15:58, просмотров: 566

И.о. министра правительства Москвы, и.о. руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства  Москвы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ вопросы малого бизнеса курировал еще в Московской городской думе. Проблему знает не понаслышке. “Оказание финансовой и имущественной поддержки малому предпринимательству на сегодня — главный приоритет в работе департамента”, — подчеркнул он в интервью Юлии ШЕСТОПЕРОВОЙ.

— Можно ли говорить о том, что в Москве полностью создана система имущественно-финансовой поддержки малого предпринимательства?

— Нами многое сделано, но пока рано говорить о том, что такую систему мы сдали, как говорят в строительстве, “под ключ”. Бюджет Москвы выделяет на всю программу поддержки малому бизнесу 1,9 миллиарда рублей. По сравнению со средствами, выделяемыми на эти же цели в других регионах, да и в целом из федерального бюджета — сумма значительная. Но эти деньги ни в какое сравнение не идут с возможностями банковского кредитования.

Поэтому на уровне Москвы мы в первую очередь постарались выстроить механизм, который обеспечил бы равный доступ малого бизнеса к банковским кредитам. Сегодня в городе уже работает Фонд содействия кредитования малого бизнеса. А московский бюджет выделяет туда средства, которые составляют залоговый фонд. Под этот залог банки, отобранные по конкурсу, выдают кредиты тем предприятиям, которые не могли ранее получить кредит, либо могли, но в гораздо меньших размерах. По закону города Москвы право на поддержку из городских источников имеют предприятия, включенные в реестр субъектов малого предпринимательства.

Однако малому бизнесу сегодня интересны не только кредиты, но и инвестиции. Выделением инвестиций для инновационных предприятий в секторе малого бизнеса занимается Московский венчурный фонд, который мы создали совместно с Минэкономразвития. Объем его составляет 800 миллионов рублей. Половину дает московский и федеральный бюджет, половина — средства частных инвесторов. На эти деньги управляющая компания отбирает инвестиционные проекты для последующего их венчурного финансирования.

Предварительно исследовав рынок микрокредитов, мы поняли, что он сегодня замещен потребительским кредитованием. А это неправильно. Объем рынка микрокредитов составляет более 4 миллиардов рублей по Москве. Перед нами также стоит задача создания микрофинансового агентства. На второе полугодие этого года мы запланировали рассмотрение на правительстве Москвы вопроса создания микрофинансовой сети. У нас уже сегодня есть договоренность с банком “ВТБ-24” о совместном проекте. Мы разрабатываем проект московского закона о микрофинансировании.

Сохранив субвенции и субсидии, которые мы продолжаем выдавать бюджетными деньгами предприятиям, и нарастив финансовую поддержку с помощью фонда содействия кредитования, создав венчурный фонд и микрофинансовое агентство, мы, наконец, получим замкнутую систему финансовой поддержки малого бизнеса.

— Но многие предприниматели жалуются на то, что кредиты получить очень сложно.

— Банки сегодня соревнуются между собой за предпринимателей, за заемщиков, потому что рынок сегодня выстроен именно в сторону малого бизнеса. Но причина, к сожалению, в том, что малый бизнес сегодня неохотно выходит из тени, легализуется. А получение кредита означает для предприятия легализацию доходов. Ведь любому банку нужна гарантия возвращения занятых средств.

Мы заинтересованы в том, чтобы “маленькие” были реальными налогоплательщиками. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши московские предприниматели становились еще и собственниками, потому что наличие собственности также выводит из тени предпринимателя — ему есть что терять.

— Но стоимости квадратных коммерческих метров неподъемны для “средних”, не говоря уж о “малых”?

— Дороговизна московской недвижимости известна. Она выгоняет производство из Москвы. Вместе с тем мы теряем налогоплательщиков в московский бюджет. И эту ситуацию мы не могли оставить без внимания. Мы запустили программу строительства в Москве многофункциональных деловых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков. Она реализуется по принципу совместного долевого строительства.

На этапе строительства мы собираем пул малых предприятий, которые отобраны по конкурсу. И они финансируют этот процесс, после окончания которого получают в совместную долевую собственность те площади, которые они проинвестировали. Есть ограничения, потому что мы защищаем малый бизнес и не хотим допустить в этот процесс крупные финансово-промышленные группы. Мы ограничиваем их по площадям, которые может один инвестор проинвестировать. Мы ограничиваем участие малого бизнеса только в этом процессе. Ограничения: 300 метров — это офисная площадь, 500 метров — это производственная площадь.

Хотя бывают исключения из правил, когда реально малые предприятия нуждаются в большем объеме промышленно-производственных площадей. И тогда, конечно, мы отдельно этот вопрос рассматриваем.
Мэр Москвы Юрий Лужков поддержал наше предложение и дал поручения всем префектам подобрать по 5 земельных участков в каждом административном округе. К сожалению, из этого перечня исключен Центральный округ в связи с загруженностью офисными помещениям. Но пальму первенства подхватили другие административные округа, которые предложили большее количество земельных участков. Количество площадок сегодня составляет 74. И они сейчас активно разрабатываются. Тем не менее, по нашим подсчетам, дефицит нежилой недвижимости в Москве составляет около 5 миллионов квадратных метров. А пока мы эту дыру не закроем, цены вниз не пойдут и не дадут возможности действительно развиваться малому бизнесу.

Малый бизнес в одиночку не потянет строительно-инвестиционные контракты. А здесь город берет на себя затраты на предпроектные проработки. После того как проект готов, прошел экспертизу, объявляются конкурсы и на генподрядчика, и на соинвесторов. И уже пул соинвесторов начинает финансировать реализацию этого строительного проекта.

За три года мы должны построить 1 миллион квадратных метров таких многофункциональных деловых центров. Это прописано в нашей комплексной программе.

— А каким сферам малого предпринимательства вы оказываете на данный момент максимум поддержки?

— Мы выделили семь приоритетов в программе поддержки предпринимательства: поддержка малого производственного бизнеса, инноваций, ремесленничества, бытового обслуживания населения, социальных бизнесов, молодежного предпринимательства, ЖКХ.

Перед нами также стоит задача переструктурировать московский малый бизнес. Сегодня более 60% московского малого бизнеса — это торговля. Мы хотели бы, чтобы крен пошел в сторону инноваций, обслуживания. Столица — это туристический центр. И сервисный бизнес всегда превалирует над другими видами бизнеса, поэтому создание технопарков и бизнес-инкубаторов для нас очень важно.

Сегодня у нас два бизнес-инкубатора — в Строгине и Зеленограде. Но это только начало. На очереди открытие таких инкубаторов в строящемся технопарке “Нагатино-ЗИЛ”, в других строящихся технопарках. Уже принято решение о строительстве технопарков в Кожухове, строится специализированная территория малого бизнеса в Зеленограде.

На старте особенно важно оказать поддержку на уровне сервисов. Таких, как сервис-консультации, сервис-маркетинг, сервис-реклама. И все это не по максимальным ставкам и ценам, а по льготным тарифам.

Сегодня нам очень здорово помогает и в дальнейшем еще больше, как мы считаем, будет помогать 94-й федеральный закон “О госзакупках”, который предусматривает, что от 10 до 20% госзаказа (в варианте Москвы — это городского заказа) должно быть распределено среди субъектов малого бизнеса. Это значит, что то, что бюджет закупает, те деньги, которые бюджет тратит на благоустройство, озеленение, ремонты, как минимум 10, а максимум 20%, должно быть заказано у малого бизнеса. Мы сейчас подали заявку в тендерный комитет с предложением открыть в городе еще одну единую торговую площадку, которая будет заниматься этими торгами.
На последнем заседании правительства руководитель тендерного комитета заявил о том, что по Москве среднее количество горзаказа, который получил малый бизнес, составляет 18%. Это уже дает колоссальный объем средств малому бизнесу. А что для него самое важное — получить заказ, иметь инфраструктуру для работы и площадки для реализации готовой продукции или услуг.

— Сколько на данный момент в Москве малых и средних предприятий?

— 207 тыс. малых предприятий плюс около 100 тыс. частных индивидуальных предпринимателей. Количество последних немножко подсократилось за последний год. Мы считаем, что это связано с тем, что индивидуальным предпринимателям запретили торговать водкой и они перерегистрировались как юрлица. Что касается занятости, то это 2,1—2,2 миллиона человек.

Хочу напомнить всем столичным малым предпринимателям, что в департаменте работают “горячая линия”, территориальные центры поддержки малого предпринимательства в каждом административном округе. Туда можно прийти абсолютно с любой проблемой. В зависимости от сложности проблемы эта консультация будет либо абсолютно бесплатной, либо наш специалист направит, например, к юристам, где за определенную плату будет оказана квалифицированная помощь. Интересы малого предпринимателя могут защитить профессиональные адвокаты, вплоть до присутствия в суде. Проходит очень много консультаций по регистрации, по вопросам конкурсов участия в горзаказе, оформлению документов, рекламы. Народу обращается много. На “горячую линию” — до 50 звонков в день. В территориальное управление ежедневно обращается примерно столько же. Плюс еще приходят люди и с жалобами, направленными на действия чиновников, конфликтные ситуации рассказывают — о недобросовестной конкуренции, попытках рейдерства.

Это сегодня очень актуальный вопрос.

Для малого бизнеса особенно актуально держаться вместе, объединяться в ассоциации. Вместе проще решать вопросы, насущные для всех, — вопросы налогообложения, административных барьеров, в конце концов преференций. Все вместе они смогут донести свои проблемы до тех людей, которые призваны их решать. Если голос “Газпрома” не нуждается в подпевках, то голос какого-нибудь маленького предприятия под названием “Ромашка” отдельно не будет услышан ни на каком уровне. А когда эти голоса с помощью общественных организаций сольются в большой хор, его уже будет очень трудно не услышать.

— Сейчас идет дискуссия по вопросу отмены или снижения платы за подключение к электросетям. А каково ваше мнение на этот счет?

— Проблема подключения к инженерии сегодня одна из острых для малого бизнеса. В последнее время было принято решение о плате за энергоподключение для вновь вводимых объектов и плата за увеличение мощностей. Цена эта сегодня составляет более 50 тыс. рублей за один киловатт/час. Для малого бизнеса это очень серьезное вложение. Не каждое малое предприятие, к примеру автомойка, может потянуть такие траты. Мы посчитали, во-первых, на сколько идет удорожание квадратного метра, и выяснили, что где-то процентов на 30. На совещании у мэра Москвы было принято решение в течение двух месяцев разработать и внести на согласование и подписание постановление правительства Москвы о льготировании малого бизнеса при оплате энергоподключения. За это отвечает Департамент экономики, и мы активно ждем, что будет со льготами.

Решение будет принято в августе. Нам станет понятно, какие малые предприятия и в каком объеме необходимо льготировать. У малого московского бизнеса есть перспективы дождаться послаблений.

— Низкая квалификация кадров — еще одна проблема малого предпринимательства. Что Москва делает в этой области?

— В столице существуют программы подготовки и переподготовки, повышение квалификации для молодежи, военнослужащих, а также для людей, которые имели длительный перерыв в работе в связи с рождением детей или получением инвалидности, а также для молодежи. Эти программы на 100% оплачиваются из бюджетных денег. Существуют бухгалтерские курсы, за которые мы просим платить 50 на 50. Есть обучающие программы, которые полностью оплачивает сам предприниматель. Для таких семинаров мы предоставляем Центральный Дом предпринимателей. И вообще нам бы хотелось, чтобы эта площадка стала настоящим домом для всех московских малых бизнесменов. Мы ее активно пропагандируем. И будем ее расширять. Около 8 тыс. квадратных метров дополнительно для семинаров, съездов, встреч и даже корпоративных вечеринок.



    Партнеры