Кук-тур

9 июля 2007 в 17:24, просмотров: 736

В «просвещенном» XIX веке, как его именовали современники, на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие.

А англичанин Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму – миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома да несколькими соседними улицами, он открыл красоту и разнообразие огромного мира. 5 июля 1841 года он организовал свой первый экскурсионный тур, с тех пор с фразы «закажем билеты в конторе Кука» начинаются увлекательные и обязательно комфортабельные путешествия для многих поколений европейцев, американцев и прочих жителей планеты.

Сегодня Thomas Cook&Son – крупнейшая и наиболее респектабельная на Британских островах туристическая компания. По своим экономическим показателям она вторая в Европе и третья в мире. В Великобритании и во многих других странах насчитывается свыше тысячи ее агентств. На нее сейчас работает более 16 тыс. человек.

Причина успеха Thomas Cook&Son в том, что руководство компании, уловив новейшие экономические веяния века, сумело создать мощную вертикально интегрированную корпорацию, которая оказывает своим клиентам весь комплекс туристических услуг. Через сеть собственных агентств, колл-центров, систем интернет-продаж и телевизионных «магазинов на диване» она предлагает им туры на любой вкус и в любую страну. Через свои обменные бюро компания обеспечивает путешественников необходимой валютой и дорожными чеками, в том числе и фирменными – Thomas Cook. Ее знаменитыми и (по общему признанию) самыми полными и точными путеводителями, ведущими историю еще с далекого 1855 года, пользуются миллионы искателей приключений. И наконец, она обладает крупнейшим в Великобритании флотом чартерных воздушных кораблей, доставляющих туристов куда они только пожелают. Переиначив классическую фразу, можно сказать, что над империей Кука никогда не заходит солнце. А все начиналось с первой железнодорожной экскурсии.

ЭКСКУРСИЯ ЗА ШИЛЛИНГ

Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 года. Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.

Томас Кук был вполне благополучным человеком, ничем не выделяющимся среди других, таких же как он, англичан со средним достатком. Однако было в нем что-то, позволившее не просто следовать, как большинство, жизненным обстоятельствам, а суметь воспользоваться ими.

В 1840 году было открыто железнодорожное сообщение между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало у публики восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Томас Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта, и потребность железнодорожных компаний в общественном признании. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.

Воинствующим абстинентам идея Кука прокатиться на поезде понравилась. Тем более что и сама поездка, и обещанные развлечения, и еда должны были обойтись не в такую уж большую сумму – один шиллинг.

5 июля 1841 года под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не подозревал об открывающихся перед ним возможностях. В свой дневник он внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».

ГАРАНТИЯ КУКА

За лафборской последовали другие поездки. Причем поначалу Томас организовывал их безо всякой выгоды для себя. Так продолжалось до 1845 года, когда он заработал первые деньги на экскурсии в Ливерпуль. Но трудился он явно не ради выгоды. Его скорее увлекала сама работа. В 1846 году он объявляет о начале тематических путешествий – поездок в Шотландию, на родину Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Затем появляются туры по Ирландии, Уэльсу, на остров Мэн.

Некоторые биографы Кука объясняют популярность этих туров любовью англичан к творчеству великих шотландцев. Но, наверное, весомей были причины социальные и экономические. Во-первых, в начале 40-х тред-юнионы добились для рабочих и служащих ежегодных отпусков. У огромной массы людей появилось свободное время. Во-вторых, Кук пользовался поддержкой железнодорожных компаний, которым очень нравился придуманный им девиз: «Железные дороги – для миллионов». В-третьих, Кук никогда не ориентировался исключительно на богачей. В круг своих потенциальных клиентов он старался включать и людей со средним достатком. И наконец, в-четвертых, предоставляемые им услуги всегда отличались высоким качеством.

Вручив себя в руки агентов Кука, можно было быть уверенным, что поездка будет комфортабельной, безопасной, познавательной; что даже путешествие вокруг света не потребует ровно никаких усилий. Кук все обеспечит. В общественном мнении репутация контор Кука была высока и непоколебима.

Энергия Томаса Кука была поистине поразительной. Ему удается уговорить некоторых крупных английских землевладельцев открыть свои поместья и замки для туристов. Одновременно Кук создает клубы для рабочих, члены которых еженедельно вносили в кассу небольшую сумму, а в итоге получали туристическую путевку в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря его усилиям ее смогли посетить 165 тыс. человек. Он начинает издавать журнал «Экскурсант» – первый журнал для туристов. Он просуществовал до Второй мировой войны.

Кук был неистощим на выдумки и идеи. Поэтому совершенно логично, что очень скоро от внутреннего туризма Кук перешел к зарубежному. В 1855 году он открывает первый заграничный маршрут в Париж, на Всемирную выставку.

ОТ ЛА-МАНША ДО СУЭЦА

Консервативные судовладельцы не столь благоволили к Куку в отличие от нуворишей делового мира – железнодорожных магнатов. На скидки для его клиентов, собравшихся в Европу, они не пошли. Но в результате получилось по пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: Кук, отказавшись от переправы через Ла-Манш, организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.

Надо отдать должное Куку, его предусмотрительности, умению вникать даже в мелкие детали, прогнозировать самые разные ситуации. Он сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие массу практических советов, как себя вести в чужой стране.

И опять ошеломительный успех. Свою благодарность за популяризацию парижской выставки ему выразил император Наполеон III.

Спустя восемь лет Кук осваивает Швейцарию, а затем присоединяет к своей туристической империи и Италию.
В 1864 году к Томасу присоединяется его сын – Джон Мейсон. Под его руководством экспансия продолжается. Контора Thomas Cook&Son возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и Европу. А затем наступает время Азии.

То, что Кук обратил внимание на Палестину, было вполне естественно. Всю жизнь он оставался ревностным христианином, и идея паломничества в Святую землю была ему, конечно, близка. Учитывал он и тот фактор, что о такой поездке мечтали миллионы католиков, православных, протестантов в Европе и Америке. Первую группу «паломников Кука» из 60 человек сопровождали 77 вооруженных сотрудников фирмы и караван из 87 вьючных лошадей. Главное – надо было обеспечить максимальный комфорт богомольцам. Кстати, уровень его оказался столь высок, что к Куку обратился наследник британской короны принц Уэльский с просьбой включить в следующий тур своих сыновей Альберта и Георга.

Премьер-министр Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии, которую так успешно выстраивал Томас Кук, мощный политический инструмент. С целью укрепления связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов – в Англию. Политический заказ был выполнен с блеском. Более того, Кук стал возить индусов-мусульман в Мекку. Изобретенный им религиозный туризм стал процветать с первого года.

От Индии Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 году Суэцкий канал, но и Нил. Кук пустил по нему экскурсионные суда. Путешествие в Египет, включая стоимость билетов на пароходы и поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.

Цены в конторе Кука действительно были умеренные. Как уже отмечалось, за высокими прибылями он не гнался. Комфортабельное путешествие вокруг света, по утверждению газеты Daily Express, можно было совершить за 183 фунта 18 шиллингов.

Кстати, когда Томас Кук умер в 1892 году, его личное состояние оценивалось всего в 2497 фунтов стерлингов. Сын пережил отца всего на семь лет. Дело перешло к внукам – Фрэнку Генри, Эрнесту Эдварду и Томасу Альберту.

ТУРИЗМУ – 165 ЛЕТ

В начале ХХ века компания Thomas Cook&Son процветала. В 1926 году ее центральный офис перебрался на Беркли-стрит в аристократическом лондонском районе Мейфэр. И вдруг, ко всеобщему изумлению, Фрэнк и Эрнест (Альберта уже не было в живых) принимают решение продать свой успешный бизнес. Его новым хозяином становится бельгийская железнодорожная корпорация Wagons-Lits, владевшая самыми фешенебельными на континенте поездами, в том числе и знаменитым «Восточным экспрессом».

В последующие годы компания Кука неоднократно переходила из рук в руки. Многие стремились обладать этим прославленным брендом, но далеко не всем удавалось сделать предприятие прибыльным. В 1942 году британское правительство реквизировало активы компании, чтобы избежать финансового коллапса, передало контрольный пакет акций четырем крупнейшим железным дорогам страны. А в 1948-м, после национализации магистралей, она вообще отошла государству.

Общеизвестно, что когда за управление отраслью берутся государственные чиновники, она становится неповоротливой, маловосприимчивой к новым веяниям и идеям. Так случилось и с компанией Thomas Cook&Son. В послевоенные годы на рынок вышли молодые энергичные предприниматели, которые предложили англичанам новые привлекательные возможности по более низкой цене. И хотя дела у старейшего туроператора мира шли неплохо, а в 1965 году общая прибыль даже впервые перевалила за один миллион фунтов стерлингов, новички всерьез потеснили своего влиятельного прародителя.

В 1972-м в результате денационализации Thomas Cook&Son вновь перешла в частные руки и была куплена консорциумом в составе Midland Bank, Trust House Forte и Автомобильной ассоциации. Сразу же были приняты экстренные меры по восстановлению утраченных позиций. В результате компания смогла устоять во время экономического кризиса 70-х годов, когда обанкротились многие туристические фирмы.

А в последующие годы (уже при новых владельцах) предприняла мощную экспансию, захватывая одну за другой крупные британские и зарубежные компании.

В минувшем году компания Thomas Cook&Son отметила 165-летнюю годовщину первой туристической поездки. Она встретила юбилей на подъеме, сохранив славные традиции своего основателя и в то же время вдохнув в них современное звучание, безудержную фантазию и молодой предпринимательский азарт.   



Партнеры