Вагон "пять звезд"

Из вип-вагонов стреляют по голубям и посылают факсы

Холодильник забит до отказа десятками видов коньяка. Непривычно вежливые проводники, в белых перчатках,  объясняют, что не нужно дергать за жалюзи, а достаточно нажать на дистанционный пульт, и они поднимутся.

– Вагоны-салоны, предназначенные для персонального пользования, появились на железной дороге еще при царствовании императора Николая II, – рассказывает  начальник Центрального управления дирекции по обслуживанию пассажиров МЖД Михаил Тюрин. – В советские времена ими пользовались только первые лица государства. До сих пор сохранились эксклюзивные вагоны, оборудованные персонально под Буденного, Ворошилова, Суслова. Сегодня на железной дороге есть пять суперсовременных вагонов-салонов, которые может арендовать любой состоятельный клиент.

Пассажир сам выбирает маршрут cвоего путешествия. Вагон-салон не заметен для любопытствующих взглядов, потому что внешне он ничем не отличается от остальных, такого же зеленого цвета. Его прицепляют к составу обычного поезда, поэтому вип-клиентам удается путешествовать инкогнито. По желанию клиента,  возможны длительные остановки в пути, например, пассажир может "зависнуть" не неделю в Ялте, и вагон будет его ждать на запасном пути. Аренда такого дома на колесах стоит от 15 тыс. рублей в сутки, еще нужно оплатить провозные платежи, т. е. выкупить 11 билетов СВ до выбранного пункта назначения. Итого: в среднем получается от тысячи долларов в сутки.

Сидя в кресле, то опуская, то поднимая его спинку при помощи дистанционного пульта, листаю книгу отзывов и предложений. Ба, знакомые все люди! Алла Пугачева, Николай Басков, Алексей Глызин, Максим Галкин, зампред правительства России, вице-губернатор Воронежской области Алексей Митрофанов и т. д. Есть личности, которые никогда не оставляют автографов (о них лишь упомянули проводники, но так и не обмолвились о сфере их деятельности).

– У нас нет вагонов, закрепленных за конкретными персонами, – рассказывает Михаил Тюрин. – Пожалуй, за исключением Аллы Пугачевой. Мы сдаем их только в аренду. Сложился постоянный круг клиентов, поэтому стараемся, чтобы вип-персон  сопровождали одни и те же проводники.

– Я езжу с Аллой Пугачевой и ее семейством, – рассказывает проводник Оксана Енина. – Примадонна обожает длительные поездки: однажды мы 45 дней колесили по стране. Алла Борисовна  предпочитает домашнюю пищу, поэтому  мы с напарницей готовим для нее сами. Любимое ее блюдо – жареная курица. Наводим чистоту  в апартаментах так, чтобы клиенты этого не заметили. Например, семья пошла в конференц-зал, мы убираемся в спальне, и наоборот. Обслуживаем так, чтобы быть внимательными, но не навязчивыми.

К своему 58-летию Алла Пугачева получила роскошный подарок от руководства железной дороги - новенький вип-вагон. Шикарный СВ Примадонны оснащен двуспальной кроватью из красного дерева, зимним садом и биотуалетом.

Путешествие Аллы Борисовны на поезде чуть было не попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самое длительное, но ее обошли иностранцы, которые провели в дороге чуть больше – 47 дней.

Несмотря на комфорт и роскошь в вагоне, у клиентов свои причуды. Например, генералу Дмитрию Якубовскому в свое время не понравилась расцветка ковров. Его помощники привезли новые ковровые покрытия и застелили ими полы. Клиенты с претензиями требуют не только хлеба с икрой, но и зрелищ. Дирекции по обслуживанию vip-пассажиров поступают предложения оборудовать вагоны бильярдными столами, кегельбаном, мини-казино, сауной и игровыми автоматами.

Владимир Жириновский, например, развлекает себя сам: охотится прямо из окна вагона – стреляет по голубям из пневматической винтовки.

Идем по железнодорожным путям в личный вагон секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова. И вдруг мимо нас проезжает поезд с изображением иконы Божьей матери. Мой сопровождающий рассказывает, что за Троице-Сергиевой лаврой закреплен вагон-церковь. Это храм на колесах: с алтарем, купелью и крестильной. А еще есть вагон-келья, оборудованный для высших монашеских чинов.

На пороге вагона Суслова нас встречает проводница Елена. Хотя салон стоит на запасном пути, как музейный экспонат, за ним все эти годы закреплен персонал. Елена подает тапочки, неприятно белые, чтобы мы не наследили на коврах.

Внутри убранство под стать слуги народа. Вагон обит карельской березой: кожаные малиновые диваны, люстры из бронзы и мельхиора, а  плафоны из горного хрусталя. Настоящий музей на колесах, картин только на стенах не хватает. 

– Не трогайте двери, они бронированные: их трудно потом открыть, такие тяжелые, – предупреждает мой провожатый.

В просторном конференц-зале вагона-салона по всему периметру стоят кондиционеры, о существовании которых и понятия не имели в 60-е годы советские граждане.

– В вагоне обычные бетонные полы, застеленные линолеумом – это исключение из правил, обычного для слуг народа; полы отливали из свинца – для предотвращения возможных диверсий, – объясняет Михаил Юрьевич.  

Помимо вагонов-салонов несколько лет назад на железной дороге появились экспрессы vip-класса. В отличии от вагонов-салонов, арендовать которые возможно только по личному знакомству, билеты в такие поезда продаются в железнодорожных кассах. Купе в экспрессах тоже напоминают апартаменты, но, разумеется, гораздо скромнее. 

В вагоне всего четыре купе, каждое имеет  собственный санузел с душевой кабиной. Открываю пластиковые шкафчики, а там банные халаты, дорожные наборы: мыло, шампуни и т. д.   В купе могут разместиться от одного до трех человек: мягкий диван легко и непринужденно превращается в двухспальную кровать, а третий пассажир может устроиться на откидной полке. Купе рассчитано на семью, то есть  никаких случайных попутчиков. В каждом купе телевизор с жидкокристаллическим монитором. В конце вагона – бар. На ужин – ассорти “Морские виртуозы”, салат “Кремлевский”, водка, коньяки, виски и т. п. – меню на пяти страницах.

Ольга и Игорь Аксеновы – семейная пара проводников. У них удостоверения за номерами 001 и 002, прямо-таки отечественные Джеймсы Бонды. Ольга прослушивает курс английского языка (постоянно поддерживать минимальный уровень знаний просто необходимо – ездят иностранцы часто), садится за компьютер и задает программу климат-контроля. В вагоне всегда +22.

– В  купе все управляется кнопками, – рассказывает Ольга. – Часто пассажиры путают кнопки “смыв унитаза” и “вызов проводника”. Был казус:  вызвал меня пассажир, известный бизнесмен, я стучусь и вежливо спрашиваю, мол, чем ему помочь. Вдруг он как заорет: “Дайте в туалет сходить, не стойте над  душой!” Так же достаточно нажать на кнопку, чтобы столик сложился, и тогда можно разобрать кровать. Один народный артист, видимо, долго мучился, не знал, как убрать столик, в конце концов, умудрился его открутить.  Наверное, пассажиру было неловко за свой поступок, и столик он припрятал в ванной.

Проводники достают фотографии, где они запечатлены со своими пассажирами: Юрием Лужковым и Еленой Батуриной, группой “Агата Кристи”, режиссером Никитой Михалковым и многими другими.

– Зачастую все места в вагоне полностью выкупает семья, – рассказывает Игорь. – Это особая категория людей, которая не хочет, чтобы их видели и узнавали. Как правило, такие пассажиры общаются с проводниками только через своих помощников.

Проводники подписывают контракты, в которых  обязуются не распространяться о личной жизни своих клиентов.

– Люди записаться на прием к мэру не могут, а он едет с тобой в вагоне, – рассказывает проводник. – Так и хочется спросить, мол, как там наша очередь на квартиру. Но мы себе такого не позволяем. У нас принцип: никогда не беспокоить клиента!

Екатерина БЕЛЯЕВА

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру