День знаний. Каких?

Хотя я давным-давно закончила свое образование (официально), День знаний не прошел мимо меня.

4 сентября 2007 в 13:01, просмотров: 316

Я задумалась о том, что осталось после 10 лет, которые я провела в школе, через 10 лет после ее окончания. Можно бесконечно долго рассуждать о достоинствах, недостатках, полноте программы, широте образования и соответствия требованиям элементарного здравого смысла нашей среднеобразовательной системы. Я же хочу затронуть один-единственный ее аспект.

Из всей программы специальной школы для детей дипломатов с углубленным изучением французского языка мне отчетливо запомнился только один урок – труда, на котором нам показали, как заправлять швейную машину. Это было вожделенное, полезное знание, которое я поспешила тут же освоить на практике (и практикую успешно до сих пор). Все остальное было не то чтобы не нужно – как-то не интересно, сухо и не связано с окружающей действительностью.

Даже язык: для меня стало шоком, что я могу изъясняться на нем и неплохо понимаю своих собеседников-носителей. Хотя это было уже сильно после школы – впервые мне довелось пообщаться с француженкой на третьем курсе института.

Конечно, я помню до сих пор отрывок из "Страшной мести" и могу продекламировать "Чуден Днепр при тихой погоде", стоя на мосту через Клязьму и любуясь бензиновыми пятнами на воде. Я помню довольно отчетливо, как выглядит знак интеграла и что его (интеграл) зачем-то надо брать. Химия бывает органическая и не очень. Самая высокая гора мира – Эверест, озеро Балхаш наполовину соленое. Но все это – абстрактные знания! Ни к чему не привязанные. И потому – совершенно бесполезные.

Из нас готовили кого угодно – эрудитов, отгадывателей крестословиц, знатоков-теоретиков. Только образование наше не имело прикладного значения – даже для поступления в вузы не годилось. Оно было хлипоньким фундаментом, который мы укрепляли с помощью самоподготовки, репетиторов, подготовительных курсов, чтобы на первой же лекции услышать "забудьте все, чему вас учили в школе!".

Например: на вступительных мне достался Блок. Я выдала биографическую справку, рассказала о сборниках, прочла стихотворение "Девушка пела в церковном хоре" и дала самостоятельную трактовку оному. На прощанье, ставя мне "отлично", кто-то из преподавателей с ласковой улыбкой произнес: "И не надо стесняться того, что Блок не только в начале своего творчества, но и на протяжении всей жизни был символистом!". Я покраснела. Эта фраза нашей литрички – единственная из школьной программы, осевшая в голове, меня чуть не подвела. Хотя вряд ли учительница нарочно дезинформировала нас – просто данная формулировка очень ловко вписывалась в какую-то схему: проще отрубить "поздний Блок символистом не был", чем объяснять смысл каждой запятой в "Двенадцати". Но больше я школьными знаниями старалась не пользоваться!

Возникает закономерный вопрос: а каких знаний хотела бы я от школы? Практических. Нужных! Вождение машины, а не только законы термодинамики; рок-аккорды для шестиструнки, а не только строевые песнопения хором; умение пользоваться многочисленными столовыми приборами, а не только заученное повторение их названий на иностранном языке. Умение краситься – вместо окриков "Ученица такая-то, сотри помаду!". А иначе – это впустую потраченные 10 (11) лет.



    Партнеры