"Бумага все стерпит!" – фраза, конечно, известная, однако мы даже представить себе не можем, какие испытания на прочность способны порой выдержать эти тонкие странички. Летом 2007 года в районе Новороссийской бухты поисковики подняли с глубины 50 метров судовые документы, пролежавшие на дне 65 лет и сохранившие для нас фамилию командира-героя.
– Мы знали, что в этом месте лежит один из советских катеров типа "Малый охотник", который был обнаружен местными аквалангистами около года назад, – рассказывают Владислав Бунтыло и Константин Богданов, возглавляющие Разведывательно-водолазный клуб. – И хотя корабль оказался сильно разрушен, на столике среди остатков рубки при первом же погружении удалось обнаружить исписанные карандашем листки – фрагменты судового навигационного журнала.
Как убедились поисковики при последующих погружениях на корабль, этот "охотник", судя по всему, погиб от мины: вся его кормовая часть разрушена. Тем удивительнее, что уцелели судовые документы, – ведь они неминуемо должны были сгореть: при взрыве сдетонировал бак с горючим и глубинные бомбы, находившиеся именно в корме, так что катер накрыло не только мощным взрывом, но и волной огня. "Рубка фактически полностью снесена, многие деревянные фрагменты обуглились, – вспоминают увиденное на дне дайверы. – Но этот столик с бумагами находился в нижней части рубки и потому не пострадал от взрыва, а огонь не успел добраться до бумаг, ведь корабль быстро погрузился в воду".
Все найденные бумаги были переданы клубом на кафедру исследования документов Московского университета МВД России. Как показала экспертиза, на одном из обрывков сохранились частично подписи двух членов экипажа, а на другом – фамилия "Шпонько". В Центральном военно-морском архиве сообщили: старший лейтенант Шпонько Виктор Максимович действительно с апреля 1942 года командовал катером СКА-098, входившим в 8-й дивизион сторожевых катеров Потийской военно-морской базы.
– Известно, что на морском дне в районе Новороссийского порта лежат 12 "Малых охотников", погибших в годы войны, – рассказывает Константин Богданов. – Из них обнаружены пока только четыре, и лишь для одного катера, вот этого, удалось точно установить его бортовой номер. Согласно документам СКА-098 погиб 10 мая 1943 года при конвоировании транспорта в районе Мысхако. При этом из 22 человек экипажа погибли шестеро. Их имена сохранились в архивных данных, а теперь точно определено и место гибели моряков. Может быть, кто-то из читателей "МК" найдет в этом списке своих родственников:
Тюфякин Иван Иванович (Рязанская обл., с. Теплое) – лейтенант, помощник командира катера;
Янсон Николай Николаевич (Воронежская обл., д. Малый Зацеп) – мичман, командир отделения радистов;
Переяслов Николай Зиновьевич – старшина 2-й статьи, командир отделения минеров;
Сухоруков Федор Андреевич – краснофлотец, минер;
Михалев Петр Алексеевич – старшина 2-й статьи, старший моторист;
Дикарев Алексей Иванович – краснофлотец, строевой.
Дайверы из РВК уже три сезона проводят поисковые экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" под патронатом председателя Комитета Госдумы по делам ветеранов Николая Ковалева – занимаются погружением на дно Черного моря у побережья Крыма и Кавказа. В прошлом году энтузиасты смогли обследовать подводную лодку, затонувшую у острова Змеиный, и точно установить ее номер – Щ-212. Весной 2007-го ребята обнаружили на дне прекрасно сохранившийся советский штурмовик Ил-2.
– Поднятые нами с СКА-098 судовые документы сейчас надежно законсервированы в специальных планшетах. В дальнейшем они будут переданы либо в новороссийский музей, либо в Центральный военно-морской архив. А в мае будущего года в планах клуба снова спуститься к затонувшему "охотнику" и установить на его борту мемориальную табличку с номером корабля и фамилиями погибших здесь моряков.