Патриотизм станет стандартным

Преподавание истории России в школах будет нацелено на создание исторического позитива.

24 октября 2007 в 13:04, просмотров: 707

Во вторник учителя Центральной России провели конференцию, посвященную новой концепции преподавания отечественной истории послевоенного периода. Ее суть – "россияцентристский" подход к изучению истории, отказ от охаивания и "правдивый, но уважительный разговор о прошлом России", напомнил участникам замминистра образования и науки Исаак Калина. А поскольку пока вышло единственное пособие, написанное с этих позиций, – "книга для учителей "Новейшая история России. 19452006 годы" для 11-го класса Александра Филиппова, то обсуждали в основном ее. 

По замыслу разработчиков, ставка на исторический позитив должна решить сразу две задачи: снабдить учащихся знаниями и помочь воспитать их патриотами и гражданами Российского государства. При этом главный упор делается как раз на государство – вплоть до утверждения, что именно оно "располагает всей полнотой суверенитета» (обычно считается, что всей полнотой суверенитета располагает народ). Гражданскому же обществу и его институтам в книге уделяется гораздо меньше внимания. А потому центральное место в дискуссии занял "поиск баланса между государством и гражданским обществом, а также пределы вариативности в отношении к недавнему прошлому в условиях становления государственной идеологии", задала тон обсуждения первый заместитель главы столичного департамента образования Лариса Курнешова. 

По мнению большинства участников конференции, смена акцентов в преподавании отечественной истории новейшего времени закономерна. "Революционные 90-е годы остались позади, и теперь страна вступила в период послереволюционной стабильности", – заявил директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров. Отсюда – новое видение событий и поиск новой государственной идеологии, в том числе отражающей идею сильного государства и защиты государственных интересов на международном уровне. Однако и в этом случае в книге "слишком много" государства, считает ученый. "Методология книги – примат государства, а логика авторов – что выгодно государству, то выгодно для народа. Это сильный перекос: исторический процесс – не история государства, а история человека", – напомнил он. Чрезмерным, с его точки зрения, является и содержащийся в издании "гимн централизации", чреватый выводами вроде "демократию ограничили, зато централизацию усилили". А вовсе недопустимым – явное безразличие авторов к "цене вопроса": "Даже если централизация власти дает блестящие результаты, будь то восстановление разрушенного войной хозяйства или освоение космоса, народ, каждый отдельный человек платит за это очень высокую цену", – подчеркнул Сахаров. 

Ту же идею, только жестче, высказала профессор Литинститута Мариэтта Чудакова. "Авторы пытаются объяснить, то есть оправдать, массовый террор сталинского режима необходимостью мобилизации государства", – уточнила она. "Это недопустимо. С помощью поиска мотивов для убийства миллионов человек вырастить патриотов нельзя!" – подчеркнула она. 

Острую дискуссию вызвал и подход к освещению правления нынешней администрации. "Самое опасное – начать идеализацию периода стабилизации. Идеального общества быть не может, а уж нам-то до него очень далеко – стоит только почитать послания президента России, где откровенно говорится о многочисленных проблемах, недочетах и прямых преступлениях, совершаемых в стране", – отметил Андрей Сахаров. И уж тем более не стоит этого делать, раз "сама власть нас на это не нацеливает", дал понять он. Возможно, России вообще стоило бы воспользоваться опытом некоторых зарубежных стран, на законодательном уровне запрещающих вводить в школьные учебники периоды действия текущей государственной администрации: "Для адекватной оценки периода должна быть пауза, которая позволит осмыслить происходящее", – рассказал он "МК". 

Кстати, авторский коллектив "книги для учителей" также не исключает правильности такого подхода. И даже следует ему, рассказал "МК" редактор учительской версии "Новейшей истории России. 1945–2006 годов" Александр Данилов, во всяком случае школьные учебники, написанные на ее основе, "поступят в школы уже после окончания срока президентства Владимира Путина", заверил он. 

Правда, как оказалось, такой школьный учебник уже написан и вовсю проходит экспертизу в РАН и РАО. По некоторым данным, уже в декабре 2007 года он получит министерский гриф "допущено" или "рекомендовано" для преподавания в школе, а затем, по словам автора пособия Александра Филиппова, будет направлен на апробацию сразу в несколько школ. По ее итогам в учебник внесут исправления, а затем направят в школы в массовом порядке. 

К тому времени, рассказал профессор Академии повышения квалификации Евгений Вяземский, будут готовы и все сопутствующие учебнику материалы – его концепция, программа курса с поурочным планированием для учителя (курс будет рассчитан на 25 часов), "методичка" для учителя и пособие по методике курса, а также CD-приложение к учебнику. Тогда же подоспеет и новый образовательный госстандарт – также предусматривающий не только обучение, но и воспитание учащихся в духе патриотизма. Его появление поставит под вопрос легитимность учебников по истории, принятых по нынешнему стандарту, не имеющему патриотической составляющей. А это значит, что учебники по истории в массовом порядке придется менять. 

По словам главы группы разработчиков стандарта второго поколения Александра Кондакова, резкого сокращения количества учебников по истории из-за смены стандарта не произойдет. И уж тем более "не будет единственного учебника по истории", заверил он "МК". "Просто при изменении критериев образовательного стандарта учебники дорабатываются в соответствии с ним", – разъяснил Кондаков. В тех же случаях, когда доработка учебника будет невозможна из-за концептуального несоответствия новому стандарту, это станет "проблемой автора и издательства", отметил он.

 



Партнеры