Вне зависимости

26 октября 2007 в 20:07, просмотров: 346

Не так давно были времена, когда буквально ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ УСТРАИВАЛИСЬ ЛЕКЦИИ И ПРОСМОТРЫ ФИЛЬМОВ, ПОВЕСТВУЮЩИХ О ВРЕДЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ. ЧТО СТАЛО С ПОДОБНОЙ ПРОФИЛАКТИКОЙ и насколько сегодня актуальна проблема подростковой наркозависимости, наш журнал узнал из беседы с главным врачом наркологического диспансера №14, окружным наркологом ЦАО Александром Павловичем Добровольским.

— Наблюдается ли спад употребления детьми наркотических препаратов за последние годы?

— К счастью, подобный спад, хоть и не в желаемых объемах, но все-таки наблюдается. В отличие от статистики прошлых лет сегодня подростков, страдающих наркозависимостью, меньше.

— Какие наркотики наиболее распространены среди молодежи?

— Если говорить о молодежи, то последние 3—4 года большей популярностью пользуются стимулирующие вещества, которые, вопреки мнению самих подростков, не менее опасны для организма, чем так называемые тяжелые наркотики. Ложное впечатление создает менее выраженное на физическом уровне состояние последействия такого наркотика, которое через несколько месяцев все-таки приводит к формированию зависимости и на психическом, и на физическом уровне. Проявляется это сниженным настроением, мышечной слабостью, перепадами эмоционального фона от тревоги до раздражительности вплоть до агрессивности, снижением памяти, способности к концентрации внимания и, как следствие, нарушением нормальных социальных контактов и снижением успеваемости.

— Каким образом проходит лечение наркозависимых подростков? Может быть, специальные тренинги?

— Болезни зависимости от психоактивных веществ, как правило, требуют назначения лекарств, а также лечение обязательно должно включать методы психотерапии, и индивидуальной, и групповой. Тренинги, в привычном понимании этого слова, скорее применимы в профилактической работе с детьми и подростками.

— Расскажите, пожалуйста, про профилактическую систему, действующую в ЦАО, которая направлена на работу с учебными заведениями в целях информирования о наркологической зависимости и методах ее лечения.

— Уже около пяти лет в Центральном округе города Москвы функционирует многоуровневая система профилактической направленности, состоящая из различных специально разработанных программ, ориентированных на детей. Целью профилактики не является информирование детей о наркозависимости. Цель профилактики — выявление детей и семей группы риска. Существует межведомственный совет при префектуре ЦАО. В каждом ведомстве свой план мероприятий. Несомненно, эта система намного объемнее и глубже, чем лекции и фильмы, что показывали детям раньше. Но подобное углубление в проблему оправданно. В 2002 году в школах нашего округа было проведено исследование среди учителей, учеников и их родителей, показавшее, что о причинах приобщения детей и подростков к табаку, алкоголю и наркотикам учителя и родители знают мало.

Также выяснилось, что возраст вовлекаемых за последние годы снизился до школьников 10—12 лет, и большинство детей не умеют противостоять давлению “плохого мальчишки и его компании”. Стало известно, что среди учеников старшей и средней школы есть опыт употребления алкоголя и наркотиков или они знают таких сверстников. По результатам исследований была написана специальная концепция профилактики потребления табака, алкоголя и наркотиков среди учащихся образовательных учреждений ЦАО. В соответствии с концепцией и окружной программой созданы программы для младшей, средней и старшей школы, специалисты системы образования — психологи, социальные педагоги — получают навыки профилактической работы в детских коллективах. Они учатся дружить с детьми, играть с ними и помогать им чувствовать себя защищенными в мегаполисе, учатся взаимодействовать с родителями и педагогами. У подобных занятий стоит две задачи: научить детей говорить “нет”, в случае если им придется столкнуться с предложением попробовать наркотики, и в ходе тренинга выявить возможные психологические проблемы у ребенка. Чаще всего выявляются расстройства поведения, в частности гиперактивность и невнимательность.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о гиперактивности.

— Вряд ли можно найти хоть одного преподавателя, который в течение всей своей практики не встречал гиперактивного ребенка. В основном это дети, которые не могут сосредоточится на чем-то одном, чье внимание постоянно рассеивается, в поведении присутствует чрезмерная активность, возбужденность и даже некая агрессия. Выявление подобных детей в младших классах — одна из важнейших задач нашей деятельности. Ведь если в 1—4 классах это просто чрезмерно активный ребенок, то к 5—7-му у него формируются такие алгоритмы поведения, как избегание, негативизм, неосознанное оппозиционное поведение, которые не встречают понимания у сверстников, педагогов и даже родителей, а в старшей школе он в большей степени, чем остальные, расположен к употреблению наркотиков.

— Какая работа проводится вашим диспансером на данный момент?

— Две недели назад специалисты нашего диспансера провели ряд встреч со своими коллегами из социально-психологических центров системы образования ЦАО, обменялись опытом и наметили планы. На следующей неделе планируется ответная встреча, когда специалисты из социально-психологических центров приедут к нам в гости.

— Где еще, кроме вашего диспансера, люди, страдающие наркотической зависимостью, могут получить помощь?

— Наряду с частными клиниками существуют весьма распространенные анонимные клубы взаимопомощи, или, как их еще называют, терапевтические сообщества, которые функционируют и на базе нашего учреждения. Их суть заключается в том, что люди, которым удалось преодолеть наркозависимость и зависимость от алкоголя, делятся опытом решения этой проблемы на добровольной основе. В Москве работают три государственные наркологические клиники, четырнадцать наркологических диспансеров.



    Партнеры