Россия и Евросоюз делят небо

Европа хочет летать над нашей страной бесплатно.

12 ноября 2007 в 17:58, просмотров: 488

Между Россией и странами ЕС обострилась “битва за воздух”: противоречия остры как никогда. Причина тому — деньги, которые сейчас иностранные авикомпании платят России за транзитный пролет над ее воздушным пространством. Крупнейший отечественный авиперевозчик получил в прошлом году по этой статье доходов свыше 225 млн евро.

— Евросоюз требует отказа России от суверенитета в воздушном пространстве, не давая при этом доступа к европейскому авиапространству, — сообщил вчера замдиректора научных программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. — Подобный подход страны ЕС сохраняли к своим бывшим колониям.

Как предполагают эксперты, в ближайшее время в списке условий вступления России в ВТО появятся новые требования. ЕС поставит условие предоставления своим авиакомпаниям доступа к одному из самых выгодных авиамаршрутов: Европа-Азия. “Выбить” из России беспрепятственный доступ в наше пространство европейцы пытались еще на состоявшемся недавно саммите Россия-ЕС в марте. Однако российские авиационные чиновники заявили о неготовности пойти на уступки. Перед нашими властями стоит делемма — стоит ли терять сотни миллионов евро, которые мы получаем за предоставление доступа в наше небо иностранцам, ради вступления в ВТО. А ведь есть и другие ограничения, которые больно ударят по иным секторам отечественной экономики.

— Вопрос о создании “общего неба” даже не стоит, — пояснил Дмитрий Суслов. — Стоит вопрос о создании разве что одностороннего открытого неба. Поскольку Россия в результате не получает доступа к авиационному пространству стран ЕС.

Из-за этих противоречий был даже перенесен на определенное время авиационный саммит Россия-ЕС, который должен был состояться 16 ноября. “Если саммит все же состоится, российская сторона будет настаивать на том, чтобы отношения с ЕС не строились в режиме диктата со стороны последнего”, — считает представитель крупнейшей российской авиакомпании Лев Кошляков.

Однако способны ли мы противостоять иностранцам, если они все-таки прорвутся в авиапространство нашей страны? Это, в первую очередь, зависит от состояния российского авиапрома. А нынешний авиапарк изношен на 50-65%. В такой ситуации, если Минтранс все же откроет воздушное пространство России для иностранных авиакомпаний, отечественные авиаперевозчики будут практически вытеснены с внутреннего рынка. Создавшимся прецедентом могут воспользоваться и страны ЕС, добивающиеся доступа к российским газопроводам. Ведь, и самолеты, и трубопроводы одинаково относятся к транспортным средствам.

Однако, как справедливо полагает Лев Кошляков, российским пассажирам все равно на чем летать — главное, чтобы быстро, дешево и надежно. Если же наш рынок получит иностранных конкурентов, можно будет говорить и о снижении цен на билеты, и о повышении уровней безопасности и комфорта перелетов.



Партнеры