"Долгожданная катастрофа"

По мнению экспертов, Керченское происшествие было «запланировано».

Как считает ряд экспертов, авария в Керченском проливе лишь первая ласточка возможных будущих катастроф. Сегодня более половины своей нефти Россия экспортирует морским путем, при этом, зачастую, на устаревших танкерах, которые уже списали в Евросоюзе или Турции. Другими словами название того же Черного моря может в недалеком будущем приобрести зловещий оттенок.

— Я бы назвал эту катастрофу долгожданной, — сказал вице-президент Национального Геокриологического общества Сергей Голубчиков. По его словам, Россия использует для транспортировки нефти морально и технически устаревшие суда. США и Европа уже давно ужесточила нормы, запретив подходить к своим берегам старым однокорпусным танкерам. Причиной послужили катастрофы таких из них как «Эксон Вальдес» у Аляски в 1989 году и «Престиж», который в 2002 году раскололся пополам у берегов Испании. В результате многие старые суда были по дешевке проданы России. Только из Европы наша страна купила 300 таких «старых калош». По словам Голубчикова, Черное море стало просто опасным.

Помимо колоссального урона живой природе катастрофа нанесла удар и по туризму. По мнению Алексея Минина из Института глобального климата и экологии Росгидромета РАН, в воде нефтепродукты задерживаются не более чем на полгода. Однако шторма выкинут значительную их часть на берег. «В сырых участках, куда не поступает кислород, эти отходы могут сохраняться десятилетиями», — утверждает он. Если берег скалистый или песчаный, то очистить его еще можно. Но если на пляже песок перемешанный с галькой, то придется снимать весь слой.

Сейчас речь идет о возможном загрязнении десятков километров пляжей. Но главное — это колоссальный урон для имиджа северного Причерноморья как возможной будущей рекреационной зоне. «Тут надо не нефтяные порты строить, а туристические зоны, которых так не хватает России в этом регионе», — считает Голубчиков. — «Мы потеряем Черное море, если будем ориентировать его на экспорт нефтепродуктов».

Солидарен с ним и координатор проектов по морю и береговой зоне Всемирного фонда дикой природы Василий Спиридонов. Он считает, что подобная катастрофа может произойти в ближайшем будущем в любом регионе, где мы используем танкеры класса река-море. От Балтики и Баренцева моря до Каспия и Дальнего Востока, где планируется более активно транспортировать нефть с Сахалина. Такие случаи сопровождаются долгими судебными тяжбами. Если виноват перевозчик, то деньги выплачиваются за счет страховки. Однако она зачастую не покрывает всего ущерба. А деньги как правило колоссальные. К примеру катастрофа у берегов Аляки в ценах 1989 года была оценена в 10 млрд долларов. А на предотвращение последствий крушения танкера «Престиж» в течение четырех лет ежегодно тратилось по 300-400 млн. долларов. Эти аварии многому научили западные страны.

Но наше государство пока не сильно заботят экологические проблемы транспортировки природных ресурсов. Только после большого шума власти согласились перенести подальше от Байкала трубу «Восточная Сибирь-Тихий океан». А примеров более мелких очень много. Так, по словам Спиридонова, в ближайшем будущем планируется возить нефть вдоль уникальных Соловецких островов. Ждем, пока еще где-нибудь не грянет гром.

Денис ЕРМАКОВ.

И все же, как обстоит дело сейчас, и каких последствий от случившейся катастрофы следует ожидать.

Эксперт «МК»: Олег ШПИГУН, глава аналитического центра при химическом факультете МГУ.

— Сера — достаточное инертное вещество, поэтому для того чтобы пошла реакция необходимы специфические условия, которыми не обладает водная среда  Азова. Следовательно, опасения на этот счет  преувеличены. То есть основное последствие будет следующим: сера попросту осядет на дне и не будет являться каким-либо катастрофическим фактором ухудшения экологической среды.

Эксперт «МК», Сергей ДОБРОЛЮБОВ, заместитель декана географического факультета МГУ по научной работе, профессор:

— Азов — мелководное море. Поэтому направление течений определяется направлением ветра. Прогнозируя направления движения нефтяного загрязнения уместнее скорее говорить о розе ветров, чем о розе течений. Есть отдельные, достаточно крупные течения, не зависящие от ветра. Они проходят вдоль Крымского полуострова. Но в данном случае определяющим фактором станет ветер.

Эксперт «МК», Александр ГОРОДНИЦКИЙ, геофизик, действительный член Российской Академии Естественных Наук (РАЕН):

— Вдоль побережья Крымского полуострова и в Керченском проливе проходят течения, которые могут усугубить ситуацию, распространив на большое расстояние нефтепродукты с  потерпевших кораблекрушение судов. В день катастрофы дул  восточный  ветер, поэтому нефтяные пятна двинулись в сторону Крымского полуострова. Пока я не обладаю исчерпывающими данными, но и имеющихся достаточно, чтобы  оценить масштаб случившегося как серьезный. Имела место и некоторая халатность или нерасторопность — ведь суда должны были быть выведены в море во время шторма, поскольку у берега волны самые разрушительные. Нефтяной танкер попросту переломился надвое под собственным весом: нос и корма находились на гребне двух волн, посредине образовалась пустота.  И вообще, шторма на  Черном море на самом деле очень опасны. И потому пора задуматься  о целесообразности использования нефтеналивных танкеров, которые к тому же скорее речные, чем морские, и для серьезных морских штормов просто не предназначены. Претензии Украины о возмещении экологического ущерба вполне уместны, исходя из логики международного права и добрососедских отношений. В итоге, если в ближайшее время на решение проблемы не будут брошены самые серьезные силы, последствия окажутся крайне неблагоприятными.

Считалка «МК»:

По расчетам экспертов, с которыми связался «МК», одна тонна нефти образует на морской поверхности пленку общей площадью около 9 квадратных километров. Если учесть, что, по данным экологов, из танкера «Волганефть» вылилось в море уже около 2 тысяч тонн, то площадь поражения поверхности моря, если бы не проводимые работы по очистке моря от нефтепродуктов, могла бы составить около 18 тысяч квадратных километров, что составляет практически половину всей площади Азовского моря (37605 кв. км.).

Кстати, Росгидромет распространил заявление о возможности попадания нефтепрродуктов из Керченского пролива в акваторию Азовского моря.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру