Художник живого света

Третьяковка открыла Бориса Чернышева.

Борис Чернышев вошел в историю искусства как художник-монументалист. Высотка на Смоленской, оформление станции метро "Комсомольская кольцевая" – самые известные его проекты. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка, посвященная Чернышеву-художнику. Экспозиция не совсем обычная. В нее вошли, главным образом, рисунки акварелью, темперой и совсем редкие экспонаты – небольшие глиняные скульптуры.

Период творчества Чернышева пришелся на самые трудные времена – 1930–60-е годы. Ни отсутствие средств, ни сталинский режим не мешали ему работать. В войну Чернышев придумал рисовать на оберточной бумаге, старых газетах, кальке, обоях. Темперу изготовлял сам – из глины и яичного желтка. Использовал для живописи даже толченые камни. Долгое время Чернышев жил в маленькой комнатке в коммуналке вместе с женой и двумя котами. У него был рояль, под которым спали трое его детей.

– В то время были запрещены иностранные художники. И чтобы познакомить нас с их творчеством, он собирал и показывал нам разные открытки и репродукции. Так мы могли увидеть работы Модильяни, Матисса и многих других, – вспоминают ученики Чернышева.

Мизин, завкафедрой Суриковского института, где одно время преподавал Чернышев, даже как-то пошутил: "Мы учим студентов, а Чернышов заманивает их в свои подвалы и портит".

Говорят, что рисовать он начал раньше, чем говорить: Чернышев очень любил живопись. Она занимает немаловажное место в его творчестве, так как помогала сосредоточиться на том, что действительно интересно и дорого автору. Пейзажи любимой деревни Анискино, окрестности Ферапонтова монастыря... Не боялся писать и лики святых. Кроме того, автору доводилось много путешествовать, хотя не всегда добровольно. Например, во время войны судьба бросала его в Монголию, на Хинганский хребет. В итоге добрался аж до Маньжчурии и попал в Порт-Артур. Бывал и в Цхалтубо. Все это нашло отражение в его рисунках акварелью и темперой. Послевоенной Москве и Цхалтубо он посвятил целую серию работ. Городские пейзажи и природа были одинаково близки автору.

Несмотря на то что Чернышев всю жизнь искренне восхищался своей женой, с которой учился вместе во ВХУТЕИНе, портретов его кисти удостоилось немало других женщин. Много времени он уделял и разноцветным мозаикам, также изображая в основном прекрасный пол. Даже в скульптурных композициях у него преобладают женщины, причем в самых разных образах. Они у него даже запечатлены как…"Реки России" и "Реки Кавказа". Многие свои работы он щедро раздаривал. Любопытно, что и живопись, и мозаики объединяет одно: их надо рассматривать издали, чтобы в полной мере оценить поэтику гармонии мира, окружавшего автора, игру красок. Неудивительно, что друзья называли его "художник живого света".

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру