Ушел из жизни выдающийся хореограф Морис Бежар

Всемирно известный французский хореограф Морис Бежар, которого считают одним из основоположников современного танца, скончался в возрасте 80 лет, сообщили в четверг в балетной труппе Бежар-Байе-Лозанн, которой он руководил на протяжении последних 20 лет.

22 ноября 2007 в 15:54, просмотров: 719

На прошлой неделе Бежар уже во второй раз в течение месяца был госпитализирован с заболеванием сердца и почек, и скончался в ночь на четверг.

Морис Бежар (Maurice Béjart, 1.1.1927) - сын выходца из турецкого Курдистана и каталанки, информирует ArtMovie. Как признавался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Он освоил множество разных хореографических школ. Его успех как постановщика и педагога во многом был обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского. В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, потрясла не только мир классического танца, но вообще весь мир.

Морис Бежар начал работу в 1950-х в труппе Балет Этуаль. С 1960 возглавлял «Балет ХХ века», с 1987 – «Балет Бежара» в Лозанне. Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. За годы творческой деятельности хореографом было осуществлено более 200 постановок – от камерных лирических миниатюр до масштабных действ, таких как «Мучения Святого Себастьяна» или «Кольцо в кольце» на музыку Вагнера.

Среди постановок, признанных шедеврами мировой хореографии – «Болеро», «Жар-птица» (версия 1970 г.), «Чудесный мандарин», «Метаморфозы», «Король Лир», Опус №5 Веберна, «Свет», «Ночь», «Барокко бельканто», «Симфония для одного человека» и мн. др. В разные годы хореограф предлагал свои оригинальные версии балетной классики, - «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и др. Спектакли Мориса Бежара были самыми посещаемыми балетными представлениями в мире. Ряд своих постановок хореограф посвятил друзьям и близким, ушедшим из жизни – Матери Терезе, Джанни Версаче, Фредди Меркьюри, Федерико Феллини и др.

В разные годы Бежар сотрудничал с такими выдающимися композиторами как Э.Клоссон, Пьер Булез и Нино Рота (в частности, его музыка была использована в знаменитой постановкой «Чао Федерико», посвященной Феллини). Спектакли Bejart Ballet Lausanne «оформляли» Сальвадор Дали и Джанни Версаче (сотрудничавший с Бежаром почти 15 лет и создавший костюмы к 14 постановкам труппы), Жан-Поль Готье и Иссеи Мияке. В постановках принимали участие такие выдающиеся танцовщики как Р.Нуриев, М.Барышников, М.Плисецкая, Х.Донн, Е.Максимова, В.Васильев и др. Говоря о Бежаре, нельзя не упомянуть о самобытной редакции Болеро (1961), этого поистине эпохального спектакля на музыку Равеля:

Бежар - был одной из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве, пишет MyFind. В теоретических высказываниях он настаивал на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считал, что с помощью таких художественно-эстетических экспериментов, какие он проводит, можно раскрыть главное в танце - его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и возникал постоянный интерес Бежара к хореографическим культурам Востока и Африки. Особенно мастер интересовался искусством Японии. Именно поэтому многие из работавших у него танцовщиков являлись японцами.



Партнеры