Партизанская правда

Советский партизан победил Латвию в Страсбурге.

Бывший советский партизан, полковник милиции в отставке Василий Кононов, осужденный в Латвии за "военные преступления", выиграл дело в Европейском суде по правам человека.

"Это полная и безоговорочная победа, я оправдан по всем статьям, и все мои жалобы удовлетворены", – заявил он местному изданию "Телеграф". Решение по его делу Европейского суда по правам человека было получено 84-летним ветераном войны 18 декабря.

Напомним, что в 1998 году Кононов был арестован по обвинению в убийстве девяти мирных жителей. Сам ветеран факт убийства не отрицал, но заявлял, что эти люди были пособниками нацистов. По его утверждению, в деревне Малые Баты партизаны казнили полицаев.

В январе 2000 года Кононова приговорили к шести годам заключения за "геноцид и преступление против человечества". Позже Верховный суд Латвии по кассационной жалобе признал предъявленные обвинения недостаточно обоснованными и доказанными, но Генпрокуратура Латвии опротестовала оправдательный приговор. В апреле 2004 года Верховный суд страны приговорил Василия Кононова к одному году и восьми месяцам тюрьмы "за военные преступления".

Этот приговор и был опротестован бывшим партизаном в Европейском суде по правам человека. Как утверждает Кононов, латвийское правосудие квалифицировало его действия, исходя из ошибочной посылки, что Латвия была оккупирована СССР, а он сам был представителем оккупационных сил. Кроме того, он обвиняет латвийское правосудие в "негуманном и унижающем достоинство человека обращении", которое было допущено при помещении под стражу пожилого человека.

20 сентября Страсбургский суд заслушал представителей сторон, а 17 декабря вынес решение. "Признано, что Латвия не имела никаких оснований меня репрессировать, – говорит Василий Кононов. – Я уже 18-го числа получил окончательный приговор. Он занимает 45 страниц. Это моя окончательная победа, к которой я шел долгих восемь лет. Никаким придиркам она не подлежит". 

Однако, как выяснилось позже, адвокат Михаил Иоффе, представляющий интересы Кононова, объяснил, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), куда ранее обратился его клиент, лишьпринял жалобу к рассмотрению. В деле же партизана еще ничего не ясно.

По словам Михаила Иоффе, суд признал иск приемлемым на основании статьи 7 Конвенции о защите прав человека, в соответствии с которой никто не может быть осужден за действия, которые в момент их совершения не считались преступлением. На данной стадии процесса защите предложено представить обоснование морального и материального ущерба, размер которого адвокат оценивает в пять миллионов евро.

Василий Макарович Кононов родился 1 января 1923 года в семье крестьянина в латвийской деревне Старуя. В 1940 году, после прихода Красной армии в Латвию, вступил в комсомол и возглавилт его местную организацию.

В июле 1941 года, когда Красная армия оставила Латвию, он вместе с отступающими частями ушел из дома в Россию. После пятимесячной учебы на подрывника в Ижевске Кононов был заброшен в оккупированную Латвию, где сражался в партизанских отрядах 1-й Латвийской партизанской бригады. На его счету 14 пущенных под откос вражеских эшелонов с живой силой и техникой. Кононов был несколько раз ранен, имеет 27 государственных наград, в том числе Орден Ленина, Орден Отечественной войны I степени, Орден Трудового Красного знамени.

Эпизод, который вызвал интерес латвийского правосудия, относится к 1944 году, когда советские партизаны провели карательную акцию в латвийской деревне Малые Баты, убив девять членов местной самообороны и членов их семей. Действия партизан были вызваны тем, что местные жители выдали немцам 12 членов диверсионной группы.

29 февраля 1944 года жители деревни были вынуждены принять на ночлег 12 человек из диверсионной группы майора Чугунова. Две женщины из семей полицаев разместили их в овине. В это время один из жителей деревни доложил немцам об их местонахождении. На следующий день немцы окружили овин. Начался бой. Возник пожар, и диверсанты либо сгорели, либо были расстреляны. Погибли и жена командира с сыном.

Узнав о гибели товарищей, партизаны провели дознание – им руководил особист Липовский. 27 мая 1944 года Василий Кононов вместе с товарищами, переодетыми в немецкую форму, захватил деревню и по приговору Трибунала партизанского отряда уничтожил коллаборационистов. "В один из горящих домов партизаны загнали женщину, которая, по их сведениям, добивала разведчиков", – говорит  Михаил Иоффе.

Однако его информация не совсем корректна. Еще в 2000-м году в эфире Радио "России" от 7 марта российским слушателям были раскрыты детали этих событий. На основании показаний 24 свидетелей и архивных документов установлены следующие обстоятельства:

27 мая 1944 года, накануне Троицы, в деревню под руководством Василия Кононова прибыло подразделение "красных партизан", одетых в форму вермахта. Партизаны разошлись по хуторам и собрали всех присутствующих мужчин, а также трех женщин, и их убили. Одна из женщин была на 9-ом месяце беременности. Во время акции были убиты: Шкирмант Зулиан, 49 лет, - расстрелян, Шкирмант Владислав, 38 лет, - расстрелян, Шкирмант Бернард, 50 лет, - сожжен живьем, Шкирмант Гелен, жена Бернарда, 57 лет, - сожжена живьем, Крупник Модест, 49 лет, - расстрелян, Буль Амвроси, 54-х лет, - расстрелян, труп сожжен, Крупник Вероника, 63-х лет, - расстреляна, труп сожжен, Крупник Николь, 37 лет, - расстрелян, труп сожжен, Крупник Теко, 34-х лет, - ждала ребенка, расстреляна, труп сожжен. Факт насильственной смерти констатирован из записи в церковной книге, на основании архивных документов и свидетельских показаний 24 человек: детей убитых и жителей соседних деревень.

В небольшой деревне Малые Баты в это время в своих хуторах жили мелкие крестьяне, которые имели землю до 5 гектар. Только у одного из убитых земли было 9 гектар.

На основании архивных документов установлено, что Малые Баты не были включены в список опорных пунктов полиции немецкого оккупационного управления данного района, и ни один из жителей, убитых в этой акции, не был мобилизован в действующую службу и не состоял в милитаризованных формированиях немецких оккупационных властей. Все они были родом из этой деревни.

Никто из жителей во время акции сопротивления не оказывал. Из свидетельских показаний видно, что после убийства людей, их дома были разграблены. Партизаны с собой взяли скот, продовольствие и одежду. После разграбления многие дома вместе с хозяйственными построениями были сожжены.

Стоит отметить, что подобных случаев в годы войны происходило великое множество. И кто прав был, а кто не прав был в этих ситуациях, установить достаточно сложно. Конечно, для наших соотечественников, воспитанных в духе патриотизма и уважении к своей родине, считающих победу во Второй мировой войне самым значительным событием в нашей истории, все предельно ясно. Латвийские крестьяне – фашисты и предатели, а Кононов – отважный герой, отомстивший за смерть товарищей. Однако представляется, что не все так просто.

Не будем забывать, что латыши после аннексии своей страны СССР не воспринимали это государство своим. Более того, они были ему враждебны. Многие до июня 1941 года даже не получили советские паспорта. Новая власть не принесла местному населению ничего хорошего: депортации, аресты, коллективизацию и прочие "прелести" советского строя. Неудивительно, что, когда фашисты захватили территорию Латвии, их восприняли как освободителей. Более того, их поддерживали. Латыши массово шли  под знамена вермахта в надежде, что Гитлер вернет им независимость. Как известно, таких планов у фюрера не было. Однако это не помешало латышам воевать против СССР вплоть до конца войны даже в пылающем Берлине.

Советское партизанское движение на территории Латвии не было всенародным и массовым. Основу для немногочисленных партизанских отрядов составили окруженцы первых месяцев войны, сотрудники НКВД, заброшенные из центра, а также евреи, пытавшиеся избежать смерти в концлагерях и гетто. Естественно, партизаны, ничем не связанные с этой землей, не чувствовали, что они сражаются на своей территории. Не ощущали поддержки со стороны местного населения, которое нередко грабили и убивали (на этот счет существует масса информации). Впрочем, подобная картина складывалась и на других территориях, оккупированных немцами. Поэтому совсем неудивительными представляются действия жителей деревни Малые Баты. К ним приходят советские диверсанты, требуют еды и крова. Естественно, что крестьяне, видящие в красноармейцах возвращение советского строя, от этого не в восторге. Они доносят о диверсантах немцам, которые уничтожают диверсантов.

Далее советские партизаны решают отомстить и наказать "предателей". В деревне проводится карательная акция. Хотя, как установило позже следствие, Официальных документов, подтверждающих, что в гибели "красных диверсантов" причастны жители деревни, не найдено. За эту карательную акцию и судили советского партизана. Латвийский суд посчитал его виновным. Европейский – неизвестно.

Была война, были жестокости и преступления с обеих сторон. Судить же всех ныне живущих участников тех событий как с одной, так и с другой стороны не представляется возможным. К чему ворошить прошлое? Пусть все эти кровавые события останутся в истории, да на совести тех, кто в них участвовал. Нам же, зная их ошибки, следует никогда их не повторять.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру