Записки злого критика."ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ХХ ВЕКА ИЛИ ВОТ ТАКАЯ ВОТ "МИСТЕРИЯ" (о картине Ильи Глазунова "Мистерия ХХ век

21 февраля 2008 в 06:31, просмотров: 319
 ]
 

Давно уже кануло в прошлое Средневековье, и на дворе уже даже не ХХ, а ХХ1 век.

И Средневековые драмы не идут ни в какое сравнение с мистериями нашего времени.

И это не время трагикомедий.Оно больше печальное, чем смешное.

Куда там средневековым рыцарям с их доспехами, мечами и топорами до атомных взрывов и ядерных ракет, способных уничтожить все человечество разом.

Современная мистерия- это трагедия. И это трагедия всего человечества!

И веселенькие интермедии, полные оптимизма, между актами трагедии,мягко говоря, неуместны.

Видимо, так надоел художнику Илье Глазунову пессимизм на этом свете, что он решил блеснуть юмором и повеселить нас на руинах истории в царстве теней.

Мало ему было мрака на этом свете, так ему нужно было еще и разворошить подземное царство Аида и потревожить души известных людей и исторических деятелей России, собрав мертвое царство сначала на картине «Вечная Россия»,хотя Россия и так вечна.

Она и так стоит и без этого полотна, благодаря выдающимся личностям, которые уже давно вошли в историю.

А затем художник решил потревожить души знаменитых покойничков и исторических деятелей всего мира, осветив мрак подземного царства ярко- красным заревом цвета крови на картине"МИСТЕРИЯ ХХ ВЕКА".

В одном из своих интервью Илья Глазунов сказал, что он сомнительно относится к скульптору Вере Мухиной, так как она взяла идею « Рабочего и колхозницы» из римской скульптуры «Тираноубийцы».

И, видимо не случайно это всемирно известное и грандиозное сооружение, удостоившееся сталинской премии, художник написал в самом углу внизу картины на фоне пустыни Сахары, определив ей достойное место.

А ВОТ САМОГО ГЛАВНОГО ТИРАНА И УБИЙЦУ ХХ века - ГИТЛЕРА, унесшего более 20 миллионов человеческих жизней, он написал на почетном месте в самом центре полотна с нацисткой символикой над головой, ДА ЕЩЕ СТОЯЩИМ И ВОЗВЫШАЮЩИМСЯ НАД ГРОБОМ СТАЛИНА ,как над поверженной Россией.И вообще все это выглядит,как торжество фашизма.

И это тоже не случайно. Может, и Сталину отведена такая же роль в истории?

И это, по моему мнению КОЩУНСТВО по отношению к истории, и не только к истории России!

Да еще с такими веселенькими интермедиями, как сияющий и сидящий рядом с гробом Сталина Уинстон Черчилль и не грустный Франклин Рузвельт.

А сам гроб подпирает «Браденбургские ворота».

ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО НАПИСАТЬ ГИТЛЕРА В МАВЗОЛЕЕ И ЛЕНИНА С ФИГОЙ, И БУДЕТ ПОЛНАЯ М И С Т Е Р И Я !

Как еще художник не усадил всех покойничков(царствие им небесное) за один праздничный стол нос к носу.

И эту картину написал не какой-то там зарубежный и начинающий художник, а наш русский художник, который считается одним из самых всемирно известных художников России ,любящий Россию ,и старающийся занять достойное место в истории живописи и нашей страны.

Недалеко от Гитлера стоит Ленин, высоко подняв руку, и возвышаясь над всеми,с ораторским искусством призывает к строительству социализма и светлого будущего коммунизма.

ТОЛЬКО ДЛЯ КОГО ОН ПРОИЗНОСИТ РЕЧЬ В ЭТОМ ТЕМНОМ И МЕРТВОМ ЦАРСТВЕ?

Может быть, для Якова Свердлова или Феликса Дзержинского или Льва Троцкого,или может, для императора Николая П или цесаревича Алексея?

А может быть, для стоящего за его спиной и глядящего на него Бенито Муссолини или самого Адольфа Гитлера?

Только вряд ли кто его услышит, и этот глас вопиющего большего подходит для пустыни Сахары, где уже находится великое творение Мухиной «Рабочий и колхозница»

А ,МОЖЕТ ,И ВСЕЙ ЭТОЙ МИСТЕРИИ САМОЕ МЕСТО В ТОЙ ЖЕ САМОЙ ПУСТЫНЕ С ЗАВИСШИМ НАД НЕЙ ГРИБОМ АТОМНОГО ВЗРЫВА?

Следующей интермедией на тему трагедии является оскалившийся в улыбке Джон Кеннеди, находящийся под оптическим прицелом И это то же самое, что написать революционера Баумана, едущего в пролетке, и бегущего за ним с убийцу с топором в руках. Но, слава богу, на этот раз обошлось без топора, хотя это- один предметов, часто встречающихся на картинах Глазунова.

В следующей интермедии Альберт Энштейн с высунутым языком и выпученными глазами.

И как бы ни изображали его в учебниках, он получил Нобелевскую премию не за обезьяньи гримасы и ужимки.,хотя он и оказал медвежью услугу всему миру своими открытиями.

Более безобидно выглядит размахивающий руками и разглагольствующий Никита Хрущев. Наверное, убеждает всех в пользе кукурузы.

Террорист устроился между рок- музыкантом и Битлз.

И КОГО ТОЛЬКО НЕТ В ЭТОМ ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ!

И Лев Толстой, и Горький ,и Маяковский с папиросой в зубах, и Че Гевара, Махатма Ганди, и Поверженный герой (Пергамский алтарь),и космонавты, И ДАЖЕ ПАПА ИОАНН ХХ111 !

И даже никак не обозначенные головы по типу - написать врага в образе Иуды,а еще лучше всунуть его фигуру в самую гущу покойничков плечом к плечу.

ЗАТО «ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ» К. Малевича САМОЕ МЕСТО В ЭТОМ ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ!

Танцующие колхозницы(вместо того, чтобы зарабатывать трудодни), ансамбль песни и пляски Советской Армии, пригорюнившийся и задумчивый Чарли Чаплин, Пикассо, как моряк в полосатой тельняшке и приветливо улыбающийся Мао Цзедун - это еще куда ни шло.

И совсем безобидно на всем этом фоне выглядит символ «Плейбоя» - голова зайчика с ушками и сверкающий своими голыми выпуклостями стриптиз.

А вот выпучившего от напряжения глаза Луи Армстронга , дующего в трубу, мне почему-то жаль. СПАЛ БЫ СЕБЕ СПОКОЙНО!

И в самом углу внизу картины, в противовес социализму,выступает « Week- end», КАК ТОРЖЕСТВО ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ с его роскошью, красотками и лимузинами.

Над современным городом летает голубь мира и недалеко от него над пустыней Сахарой атомный взрыв.

И над всем этим парит Иисус Христос в белом одеянии,благословляя с высоты небес все это безобразие

И ЛИШЬ ТОЛЬКО ОДИН СФИНКС СТОИТ ВЕЛИЧЕСТВЕННО ,БЕЗМОЛВНО И РАВНОДУШНО КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ.

СТОЛЬКО ВСЕГО ОН УЖЕ ПОВИДАЛ НА СВОЕМ ВЕКУ!

И ТОЛЬКО ОН ОДИН МОЖЕТ НЕ ВОЗОПИТЬ ОТ ВСЕЙ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ПРЕВРАЩЕННОЙ В ФАРС!!!

И от такого веселенького оптимизма на фоне трагедии хочется плакать, а не смеяться.

И ЭТО УЖЕ НЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СТРАСТИ И ДРАМЫ!

Падение Империи, руины Европы, уничтожение религии, развал социализма, мяч, символизирующий земной шар, загоняемый в ворота нищеты,безысходности,насилия,убийства,грабежей,сексуальной революции и разврата, бездуховности, терроризма и угрозы ядерного взрыва и многие другие катаклизмы!

И над всем этим Ника Самофракийская- символ вечного неба.

И, чтобы сохранить этот символ и чистое небо над головой и символ мира, не оказавшись вновь на стадии эмбриона в пустыне ,и чтобы не было трагического исхода и не дожить до конца света, мы должны воспринимать эту МИСТЕРИЮ НЕ КАК ДРАМУ,А КАК ТРАГЕДИЮ,ГРОЗЯЩУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ,и вновь обрести духовные и культурные ценности, уважать и сохранять свою историю,(не пытаясь трактовать исторические события и роль личностей в истории по своему усмотрению), и идти своим собственным путем развития, опираясь на накопленный опыт, исходя из культурного и исторического наследия нашей страны ,не подражая Западному образу жизни.

ВОТ ТАКАЯ ВОТ «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ»! ВОТ ТАКАЯ ВОТ МИСТЕРИЯ!!!



Партнеры