Цифра – упрямая вещь!

11 февраля состоялось заседание коллегии Мининформсвязи России по итогам работы за 2007 год, задачам на 2008 год и среднесрочную перспективу

13 марта 2008 в 20:36, просмотров: 806

В числе выступивших на заседании был и президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард САГАЛАЕВ. Проблемы перехода на цифровой формат телерадиовещания, поднятые одним из авторитетнейших специалистов в области телевидения, не могли не привлечь к себе внимание «ДЛ».

Все мы – телезрители и радиослушатели

По данным социологов, потребление различных медиа в России составляет в среднем 7 часов ежедневно, из них 3 часа 40 минут (54  процента) приходится на телевидение. Совокупное время, которое население страны проводит у телевизоров, превышает объем времени, занимаемый работой. Это позволяет характеризовать наше общество как общество телезрителей.

Число телеканалов, доступных аудитории, растет огромными темпами. Если в 2005 году их было в среднем по стране 1,4, то в 2007-м – уже 2,9. А в крупных городах число только эфирных телеканалов достигает 15–19.

Именно телерадиовещание создает единое информационное пространство страны, сохранением и развитием которого занимаются как производители программ, вещатели, так и операторы связи.

В то же время  лишь немногим более половины населения имеет возможность принимать четыре телевизионные программы, пять и более программ принимает лишь третья часть населения, а около 1,5 миллиона человек, проживающих примерно в 10 тысячах населенных пунктов Российской Федерации, вообще не охвачены телевизионным вещанием.

Решить эту проблему можно только путем перехода на цифровые технологии.

Выступая на Международном конгрессе НАТ «Телевидение и радио России: шаг в XXI век»  в ноябре прошлого года министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман  сказал, что для перехода к цифровому вещанию сделан  только первый шаг, но его можно считать революционным. Мы считаем эту оценку правильной. 

Может быть, с поправкой на то, что до этого первого шага или для того, чтобы он состоялся,  пришлось поработать ровно 10 лет.

Думаю, что стоит напомнить некоторые знаковые события

Началом  внедрения цифрового телевещания в России можно считать совещание, проведенное в Госкомсвязи 19 августа 1997 года. Уже тогда переход на новые технологии цифрового телевидения был охарактеризован как техническая и технологическая революция, следствием которой в первую очередь было названо повышение качества и расширение услуг, предоставляемых населению в области вещания и связи.

В 1998-1999 годах была выполнена опытно-конструкторская работа «Разработка комплексного проекта по созданию системы цифрового телевизионного вещания в России».

В середине 2000 года в Нижнем Новгороде была создана первая в стране опытная зона цифрового эфирного телевизионного вещания. Презентация цифрового телевидения в виде передачи и приема четырех телепрограмм по одному каналу состоялась в сентябре того же года во время телевизионной ассамблеи НАТ «Национальное телевидение России: единство и многообразие».

В июне 2001 года коллегия Минсвязи приняла решение подготовить проект постановления Правительства России «О мерах по обеспечению внедрения цифрового телевизионного  и звукового вещания в Российской Федерации», а также обратиться в правительство с предложением о создании межведомственной комиссии по координации этой работы.

В конце 2005 года были заключены четырехсторонние соглашения между Министерством информационных технологий и связи, Министерством культуры и массовых коммуникаций, Национальной ассоциацией телерадиовещателей и администрациями Республики Мордовия, Ханты-Мансийского автономного округа, Ростовской и Тамбовской областей. Мы решили  тогда объединить усилия для создания региональных сетей цифрового многопрограммного телевидения, организации и технической реализации вещания новых телевизионных программ.

Этот экскурс в недалекую, но уже историю демонстрирует, что Министерство связи и Ассоциация вещателей  взаимодействовали на всех этапах подготовки перехода к цифровому телевидению.

Без концепции – ни шагу

Концепция развития телерадиовещания до 2015 года, принятая в конце прошлого года, предложила основные принципы  и современную модель функционирования  медиарынка.

Национальная ассоциация телерадиовещателей  принимала активное участие в разработке концепции, отстаивая в числе базовых принципов, сохранение роли государства как основного регулятора в области прав и правил взаимодействия, сохранение сложившегося баланса на  медиарынке.

Мы понимаем эти принципы следующим образом: государство приводит нормативную базу индустрии в соответствие с современными требованиями и реалиями. Это достигается внесением изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О связи», «О лицензировании отдельных видов деятельности», в постановление Правительства «О правилах лицензирования вещания, о предоставлении услуг связи для целей телерадиовещания». Могу сказать, что НАТ уже представила в Россвязьохранкультуру свои предложения по вопросам лицензирования.

В их числе: правовое обеспечение универсального характера лицензии на вещание, в том числе право осуществлять вещание во всех средах распространения (эфирной, спутниковой, кабельной и проводной), предложения обеспечить внеконкурсную заявительную процедуру получения универсальной лицензии нынешними обладателями лицензий на эфирное аналоговое вешание, не переоформлять действующие аналоговые лицензии и лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного или кабельного вещания до истечения срока их действия. Считаем возможным  закрепить  обязанность вещателей и операторов связи осуществлять распространение обязательных общедоступных программ на основании закона без оформления между ними договорных отношений. В части распространения программ свободного доступа, не входящих в пакет обязательных общедоступных каналов, предлагаем выстраивать отношения между вещателями и операторами связи на основе рыночных механизмов.

Что касается распространения программ условного доступа, то формирование их пакетов, распространяемых кабельными операторами по своим сетям, мы считаем, может осуществляться ими самостоятельно, на основании договора вещателя и оператора. Предлагаем также предусмотреть, что при распространении телерадиопрограмм возможно совпадение вещателя и оператора связи в одном лице, что исключает возможность и необходимость заключения между ними соответствующего договора и его регистрацию. Эти и другие предложения  направлены на гармонизацию отношений вещателей и операторов связи, которые существенно изменяются при переходе на цифровое многопрограммное телевидение.

При этом  особое  значение будут иметь принципы тарифной политики для операторов связи с учетом интересов всех участников рынка телерадиовещания и механизма государственного финансирования вещания в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч человек.

Частотный ресурс – общественное достояние

Один из разделов концепции развития телерадиовещания  предусматривает разработку частотно-территориального плана цифровых наземных сетей эфирного вещания. Вещательное сообщество считает эту задачу наиважнейшей. Без этого плана нам сложно, практически невозможно участвовать в процессе.

Об этом мы говорили весь прошедший год. Частотно-территориальный план должен быть предоставлен  в распоряжение профессиональных вещательных организаций и прежде всего Национальной ассоциации телерадиовещателей. Понятно, что решение этой задачи находится в компетенции Министерства связи и Министерства обороны. Но кому конкретно поручена подготовка и согласование предложений? На каком этапе находится разработка? В плане мероприятий по реализации концепции определен срок  завершения работы – третий квартал этого года. У нас в ассоциации по этому поводу сложилось консолидированное мнение: частотный ресурс, как всякий природный ограниченный ресурс, является  общественным достоянием, и для того, чтобы он использовался в интересах общества, разработкой частот должно заниматься государство. В этом случае можно рассчитывать на оперативную работу и грамотные результаты. Без частотного плана, как мы все понимаем, невозможны ни конкурсы на вещательные и связные лицензии, ни взаимодействие телерадиокомпаний и операторов связи.

В связи с этим предлагаю создать координационный совет, в который вошли бы представители вещательных, связных, телекоммуникационных предприятий, научных и научно-исследовательских организаций. Это если была бы такая «площадка», где отрабатывались бы многие из существующих вопросов и проблем, связанных с переходом на новые технологии, предлагались согласованные предложения по их решению. Кстати, практика рабочей группы, созданной при правительственной комиссии, шести рабочих подгрупп показала эффективность выработки решений  методом «мозгового штурма» на основе подготовленных профессионалами разных отраслей вариантов. Мы располагаем  и таким опытом объединения интересов вещателей и операторов связи, выработки коллективных предложений, как ежегодные конференции  в Ханты-Мансийске «Цифровая Россия сегодня и завтра».

Если в такой совет войдут  еще разработчики и производители промышленного оборудования, мы могли бы назвать его «Цифровой альянс России». Хотелось бы получить поддержку этого предложения. Тем более что и руководитель Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания Дмитрий Медведев не раз, в том числе и публично, говорил о синергетическом эффекте, который окажет внедрение цифрового вещания на отрасли связи, производства отечественного теле- и радиооборудования, развертывание производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных предприятий.

Будем работать в альянсе

Еще один из важнейших вопросов – инвестиции в индустрию. На последнем Международном конгрессе НАТ мы убедились в том, какой интерес проявляют к электронным СМИ и массовым коммуникациям инвестиционные фонды и банки. Но они не располагают достоверной информацией о возможностях и перспективах наших отраслей, вынуждены собирать ее из открытых и закрытых источников. Сейчас ряд крупных телерадиокомпаний и медиахолдингов  серьезно занимается капитализацией предприятий, выходят на IPO, их акции котируются на международных биржах. «Цифровой альянс России» мог бы стать  участником  бизнес-процессов, авторитетным консультантом.

Другое предложение, направленное на согласованные действия, связано с необходимостью большой разъяснительной работы.

Следует признать, что большинство вещателей пока плохо информированы о возможностях и достоинствах новых технологий. Они не знают, что произойдет с их лицензиями и частотами, на которых работают, через год-два. Ряд телерадиокомпаний имеет свои телевышки, которые не принадлежат РТРС. Переход на «цифру» не должен быть связан с экспроприацией частной и корпоративной собственности. Многие не представляют, что произойдет с так называемым сетевым вещанием, которое получило за последние годы повсеместное развитие. Мы это особенно почувствовали, когда по поручению правительственной комиссии приступили к мониторингу телерадиокомпаний, действующих во всех субъектах Российской Федерации, и составлению нового атласа телевидения и радио России. И здесь «Цифровой альянс России» мог бы сыграть важную роль, располагая информационными ресурсами наших компаний и  возможностями собственного интернет-портала.

Есть свои проблемы, и немалые, в отношениях операторов связи и  кабельщиков. Они обеспокоены, в частности, сроками договоров об эксплуатации сетей связи, возможностями их модернизации для целей цифрового вещания, защитой инвестиций в Сети. Всем необходима информация – не из газет, а из «первых рук», из компетентных источников, на систематической основе.

Важнейшей частью работы, которую надо начинать уже сейчас, является подготовка населения к получению платных программ, которых нет в аналоговом эфире, новых услуг (мультимедиа, мобильное ТВ и т.д.). Мотивация населения к цифровому многопрограммному мультимедийному телерадиовещанию, к новым услугам и сервисам, к совершенно новым возможностям, которые вещатели и связисты создают совместно, у нас пока недооценена.

Всем участникам процесса предстоит осознать, что переход к цифровому многопрограммному интерактивному телевидению означает не просто увеличение количества программ и улучшение качества приема. Цель намного сложнее и ответственнее. Она заключается в создании новых способов многосторонних коммуникаций между людьми, создании условий для построения реального гражданского общества в нашей стране. Иными словами, нам предстоит предложить людям не новую  «картинку» на экранах телевизоров, а участие в создании новой картины мира.   



Партнеры